НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ РАСКЛАДКА ТАКСИ

Ежуга Мезенская - Виска - Кимжа - 2014

Архангельская обл., 29 июля - 8 августа 2014 г.

Дневник похода с фотографиями


Исходные данные в этот раз были следующие: исходная точка – Архангельск, время на поход – 10 дней. Не забываем основное условие: о маршруте не должно быть информации в Интернете. Маршрут не сразу, но нашелся. От Лешуконского подняться порядка 40 км по Ежуге Мезенской (есть также Пинежская и Зырянская Ежуги), перевалить 5 км на Виску, вытекающую из Ямозера, и спуститься по ней и р. Кимжа до одноименной деревни в устье. Со скрипом, но в 10 дней укладывалось. О Кимже в Сети можно найти упоминания как о хариусной реке, на которую приезжают аж из Архангельска и поднимаются на моторах от деревни. Про Ежугу, как ни странно, вообще тишина. Хотя речка впадает в Мезень в 8 км ниже райцентра.

Питерские коллеги неожиданно согласились составить мне компанию, и в 13:30 29 июля мы вылетели из Васьково в Лешуконское. Лететь 45 минут и 3700 р. Альтернатива – 8 часов в маршрутке за 2000 р. по не так давно пробитой дороге на Мезень – Лешуконское. Обратно из д. Кимжа решили выбираться вторым путем, все ж уже не 8 часов, а только 6 и 1500 р. Альтернатива – доплыть (доехать) 40 км до Мезени и улететь за 4400 р.



29 июля

«Летающая маршрутка» Л-410 на удивление полупустая. При снижении видно и Кимжу (если сидеть слева) и Ежугу с Ямозером, если справа, как я. Виску, что неудивительно, не разглядеть. План «А» в Лешуконском – найти моторку и подняться по Ежуге, сколько позволит вода. План «Б» - доехать на машине до моста и подниматься сразу своими силами. Искать моторку было лень. Позвонили в такси «Серега», заехали в село за крупами и пивом и через 10 минут были на речке. Собираемся под присмотром «таможни» (пара собак), редкими дождевыми зарядами и белорусским пивом. Мост оказался почти что в устье, а не там, где я думал по карте. Легко поднялись на веслах 7 км и встали на ночевку напротив впадения Комши.



30 июля

Всю ночь шел дождь, и жара спала. Ура! Можно плыть в одежде и даже сапогах. С вечера собрали пяток подосиновиков, но дождь не дал их пожарить. А утром они уже все были червивые. До обеда проходим 15 км. Можно все идти на веслах, хотя отдельные перекаты рациональнее проводкой. Помогает попутный ветер. На обеде погода портится. Выходит солнце, предвещая возвращение жары. Рыбалка до обеда безрезультатна. Встретили моторку – ребята сказали, что поднимались примерно на 50 км на моторе. Значит, можно было бы до волока добраться с сухими Щуками. Но мы не жалеем. Хоть Ежугу рассмотрели. Каким то-образом мы ее проскочили фактически за день, т.к. к вечеру уже дошли до места волока (30 км вверх!). Встретилась еще одна моторка. В месте волока не то, что встать негде, на берег выбраться даже налегке – отдельная история. А на берегу кочки, коряги, заболоченность и сразу резкий подъем. Легкая паника заставила поискать места на другом берегу, но там не лучше! Хорошо, что посмотрели в карту и увидели, что через 500 м Ежуга делает еще одну петлю, максимально приближаясь к Виске. Так вот на этой петле нашлось вполне сносное место. По местным меркам – просто люкс. Тем временем, успели наловиться хариусы, которые и были зажарены после ужина.



31 июля

Под утро было около нуля. Самая холодная ночь. Неспешно посушились, собрались и вышли в 14 ч. Первый километр дается нелегко – набор высоты не меньше 100 м, да все по буеракам. Далее еще пару раз встречались неприятные глубокие овраги, которые приходилось штурмовать. В остальном, шлось неплохо, почти не чавкало в болотинах. Перешли бывший тракт, а ныне, видимо, зимник с Пинеги на Мезень. 5 км прошли за 5 часов и в 19 ч. вышли на Виску. Берег – болото, но по сухому лету можно найти сухие кочки. За то речка внушает оптимизм, надуваем лодки, благодарим Палыча.



1 августа

Бодро рванули навстречу Кимже и… обломались. Через 1 км Виска вошла в лес. Берега стали высокими, местами красивыми и сухими, но речка сузилась, запетляла и погрязла в завалах. Перегретые на солнце, мы стали таскать берегом в 2 ходки, отчего еще больше утомились и перегрелись. После обеда выяснилось, что нет сил идти дальше, хотя прошли всего 3 км. Легли отдыхать и остужаться по палаткам и не зря. Прошел продолжительный ливень. Поужинали, залегли обратно. Ночью тоже моросило.



2 августа

Снова собрали рюкзаки и пошли по ЖПС, немного в стороне от Виски, срезая все ее петли. Пообедали в районе «7 км», дальше попробовали найти кварталку и нашли. По ней прошлось бодрее, пока не уперлись в болото. Перед этим перешли ручей из Залазнинского болота, после которого Виска обозначена двойной линией, и стоит отметка «ширина 15 м, глубина 1 м, дно твердое». Поэтому вернулись к реке в районе «11 км». Здесь живописный высокий берег с мхом и отдельными соснами. И дно у Виски твердое – это да. Остальные цифры с карты пришлось поделить на 5, а местами на 10. Мы решили, что товарищи, информацию для этого листа карты собирающие, слегка схалтурили: до Виски не дошли, а данные от балды послали. Следующий же лист карты, начинающийся со слияния с Вервеем составляли более сознательные граждане – там Кимжа обозначена одинарной линией вплоть до Летней. Я прошелся на 500 вниз по Виске, насобирал немного на жарку. Не увидел ни одного завала, требующего берегового обноса. Поэтому решили опять надуваться – пешком ходить надоело.



3 августа

Утром Олег набрал морошки, и, отныне и до конца похода, палыч настаивался на ней (путем взятия нескольких производных). «Выплыли». Конечно, через 1 км опять стало хуже. Но все же не так как два дня назад. Хорошо, что на узкой лесистой речке солнце не так достает. Мечтали сегодня дойти до Вервея, но за 1 км (по прямой) сдались и заночевали, пройдя те же 8 км, что вчера пешком. Понимаем, что не успеваем пройти маршрут в срок. Прогнозируется задержка в сутки даже при самом напряженном графике.



4 августа

Этот последний км мы шли почему-то 3 часа. Виска напоследок дала жару. На стрелке с Вервеем стоит изба, не поднимались к ней. Фитнеса и так хватало. А за полчаса до этого Водень вылез позировать на уникальный мостик. Я сфотографировал и ушел вперед. Мужики отстали прилично - выяснилось: Водень с мостика увидел Виску через лес и решил срезать. Обнесли, потащились дальше - опять тот же мостик. Срезали, да не в ту сторону! Слияние Виски и Вервея - это начало Кимжы. Она не сильно шире Виски, но нас сразу обнадежили следы бензопилы. Речку пропиливали до самого верха! Но давно. Итого, на данный момент на Кимже имеются 3 больших завала и пара десятков отдельных бревен, что для байдарок, конечно, ерунда. Заночевали в (Григорич) и около избы (остальные) в 200 м ниже Летней. Приятное, выское, сухое место. Немного жаренной рыбы на закуску. Завтра начало сплава, ура! Думаем, может, все-таки успеем оставшиеся 145 км за 3 дня + утро? Места в маршрутке забронированы на 10 утра 8 августа. Завтра будет видно.



5 августа

Видно стало сразу, что не успеем. Завалы через полчаса кончались совсем, Кимжа как-то резко расширилась. Уже и не завалишь такую. Но низкий уровень воды привел к тому, что плесы напрочь стояли, а то еще ветер встречный тормозил. А на перекатах, там где появлялось течение, не удавалось разогнаться из-за малой глубины. Даже если дном не скребешь, то весла толком на погрузишь в воду. А иногда еще и вылезать приходилось. Выходила маршрутная скорость – 4 км/ч. Устье Тяфсоры товарищи без ЖПСа толком и не опознали. А после начали искать стоянку, да попали на плес с отвратными берегами. Дотерпели до подходящей косы под обрывом-скалой. Нано-Анабар, назвали мы это место.



6 августа

Палящие солнце подняло в 8 утра. Мне приходится мокаться не реже раза в полчаса, и только в одежде. Тогда еще как-то полчаса живешь, пока одежда не высохнет. Лосям тоже фиговенько. Одного запротоколировал по полной программе. После обеда зашли в очередную избу, чтобы свистнуть немного крупы – еды у нас на лишние сутки не оставалось. Крупы не нашли, за то через 15 минут встретили хозяина избы с двумя сыновьями, в эту избу поднимающегося на моторе. По такой то воде – подвиг, не меньше нашего. Неясно, кто удивился больше. Наверное, все же они. Потому как дважды спросили: «Цель то какая?». Цель туристов нормальным людям не объяснишь. Одарили нас рисом и подсказали три места на реке, где с возвышенности берет «Мегафон». Первое – через 40 км. Это хорошо. Отменим маршруточную бронь и предупредим родственников. Встали у переката: костер на склоне, палатки наверху. Было особо много насекомых, а еще неожиданно прошел небольшой, но несвоевременный дождь, который намочил все вещи. Вечером была уха из щучек и окуней, а жарку перенесли на утро – силы нас покинули.



7 августа

Сегодня скорость продвижения увеличилась до положенных 5 км/ч. Перекаты уже не тормозили, а даже наоборот. Во время нашего обеда встреченная накануне моторка прошла обратно. Потом достигли первого звонильного места – между ур. Горелое и избой Грязновка, на верхушке заросшей щельи правого берега. Мегафон берет отлично. Также, говорят, можно позвонить с крыши избы Гребенской. Договорились плыть на ночевку в ур. Сосновка (второе уже на реке), но питерские друзья без ЖПСа проскочили его. Что логично, т.к. ни одной сосны там нет. Тогда решили доплыть до Гребенской избы, но она оказалась занята (второй и последний раз встреченные на реке люди). Они направили в избу еще в 5 км ниже. На карте там аж две избы. Но мы не увидели ни одной, в итоге, уже в сумерках (чем сильно обидели Григорича) встали на галечной косе без дров (за ними – на другой берег). Сварить уху сил хватило, а съесть – только на половину, пришлось утром выливать. Прошли за день 43 км. Осталось 35. По изначальному плану в Кимже надо было быть завтра утром. Давно уже поняли, что не успеем, и сегодня отзвонились об этом. Думали, задержимся на сутки, но теперь понимаем, что можем быть в Кимже завтра ранним вечером (в 17 ч) и попытаться сразу же уехать. Для этого заводим будильник на 7:30 (обычное время подъема – в районе 9 часов). Выходит, если бы не протупили 1 августа, вполне бы уложились в жесткие намеченные сроки.



8 августа

На открытой косе солнце работает как будильник. Полвосьмого уже жарища. Сборы перемежаю купаниями, иначе – перегрев. Чешем 5 часов до обеда. Потом еще час, и неожиданно появляется понтонный мост, за 5 км до самой деревни. Движение оживленное, раз в 5 минут. Возможно, стоило собраться здесь и ловить попутки и маршрутки. Скорее всего, уехали бы в этот же вечер, но едва ли все сразу. Решили доплыть до деревни (пиво) и попробовать вызвать такси из Мезени или Дорогорского (якобы, за 5000 р. ездят в Архангельск, хотя сомнительно, конечно). В Кимже нас встречает местный путешественник, Федор Сафонов. Вспоминаю, что бывал на его сайте перед походом, странно, что не видел рассказа о его сплаве по Тяфсоре - Кимже! Глядишь, избрал бы другой маршрут... Время близится к 18 ч., если за пару часов не уедем – будем ночевать. Вечерние маршрутки, говорят, уже прошли. Пытаемся найти телефоны таксистов – тщетно. Отправляюсь на трассу, ловить попутки. Олег с Федором сидят у реки. Водень контролирует завоз пива в местный магазин (ранее его там не было!). За 1,5 часа только в одной машине на Архангельск было место, но не на троих с грузом. За то дошел до Мезени и искупался в ней. Вода еще теплее, чем в Кимже, хотя и в Кимже уже неприлично прогрелась за последние дни. Федор пригласил к себе переночевать, а вечером провел мини-экскурсию по деревне. Забронировали места в мезенской маршрутке на 8:30.



9 августа

До Архангельска добирались 6 часов с остановками в Совполье (столовая), Пинеге (заправка) и Белогорском (столовая). Несмотря на комфортабельный, в сущности, мерседес с кондеем, поездка эта – суровое испытание. Хорошо, что хоть туда самолетом летели.



наверх