НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ РАСКЛАДКА ТАКСИ

Гумарина-1999

Гумарина - Сонго - Ремака - Волома - Сегозеро
Карелия, 9 июля - 1 августа 1999 года

Дорога туда.

9 июля. Москва – Петрозаводск.

Измученные стоявшей целый месяц изнуряющей жарой, мы, наконец, сваливаем в северные края. И в день отъезда в Москве пошел долгожданный дождь, и температура упала до 200, а в Петрозаводске, говорят, и до 100. Но это нас не смущает, смущает вес нашего багажа, намного превышающий положенные 36 кг/рыло. Предварительная разведка выявила, что официальное оплата излишнего веса приводит к баснословным затратам. Остается надеяться, что, как обычно, 100р. проводнику решат этот вопрос.

На двух автомобилях багаж доставлен на Ленинградский вокзал к 18-30. Наш поезд №182 “Москва-Мурманск” отходит через час, а точнее в 19-28. Часом раньше есть петрозаводский поезд, но он скорый и даже фирменный, а потому дороже. Нам же билеты обошлись по 105р. за штуку ($= 24,5р.).

Подтащились к вагону. Проводник с проводницей веселые и уже, похоже, поддавшие. По-моему, можно было загрузить не то что байдарки с рюкзаками, а корову. Отчаливаем по расписанию, машем в окошко провожающим. По 50гр. “за отъезд”, и начинаем усиленно поедать “еду в дорогу”, беспокоясь, как бы она не испортилась. Чем и занимаемся до Петрозаводска, с небольшим перерывом на сон.

10 июля. Петрозаводск – Совдозеро.

На часах 10-45. Мы, по расписанию, в Петрозаводске. Стоянка -18 минут. Не торопясь, выгрузились и покурили.

Далее - на разведку. Результаты оной следующие: 1. На автовокзале сказали, что автобус на Поросозеро находится не в их компетенции, а отходит от ж/д вокзала. 2. Поезд на Поросозеро отходит 19-20, пребывает в 1-30 утра. Билеты есть: 36р. - общий. 50р. - плацкарт. Вернувшись на вокзал, обнаруживаю автобус с табличкой “Поросозеро”, отходит в 17:00. Едет через Суоярви, а через Гирвас - Совдозеро едет завтра. Время в пути - 5ч. Подвезти от Поросозера до Совдозера категорически отказывается.

Решив разведать альтернативные пути подъезда, мы с Лехой идем в город на поимку частного автотранспорта. ГАЗ-автобус, колымивший у вокзала, предлагает свои услуги за 1000р. Наш потолок - 600р. Идем дальше. На светофоре - красный. Машин нет, но люди стоят. Петрозаводск - не Москва. Леха, не поняв разницы, пересекает улицу. Мент тут как тут. Пока оформляется протокол, я ловлю микроавтобус “Toyota”.

Вот удача: едет в Медвежьегорск (то есть почти по пути) и очень нуждается в деньгах. Сторговались на 600р. Покупаем на дорожку ящик пива и загружаемся. В машине обнаруживается еще несколько ящиков горячительных напитков, предназначенных для продажи в карельской провинции. Замучили бедного шофера остановками по требованию.

Дорога через Гирвас на Юстозеро асфальтированная, далее около 30км на запад до Совдозера - по грунтовке. Начальный участок маршрута от Чинозера до Совдозера (25км) решили опустить по причине низкой воды. Как в последствие выяснилось - не зря. Дорога заняла около 4ч. Выгружаться следует примерно через 1км. после моста через р. Безглазая, 1 км. не доезжая до д. Совдозеро. Справа от дороги - обширная поляна, от которой до воды 10 метров через кусты.

Попрощались с шофером, закупив у него еще ящик пива. Можно заночевать, но рядом дорога и деревня. Решили собрать байдарки и отплыть на безопасное расстояние, благо время позволяет – 20-00. Кое-как загрузились и отчалили в направлении ближайшего большого острова, до которого примерно 1,5 км. Обошли вокруг острова в поисках приличной стоянки, следов пребывания туристов не нашли.

В результате встали на берегу бухты с песчаным пляжем в северной части острова, подобные места есть и южнее острова на мысу коренного берега. У большой группы могут возникнуть проблемы с местом под палатки, мы же свои три с небольшим трудом разместили на опушке леса, подмяв густой черничник.



Часть первая. Курортная.

11 июля. 1 день. 1 стоянка. Совдозеро. Дневка.

Естественно, дневка. Разбираем вещи, клеем байды, ставим рули, и.т.п. Наслаждаемся карельской природой. Вдалеке слышны рыбацкие моторки. Погода меняется ежечасно: то среди ясного неба ярко светит солнце, то наползают тучи и льет дождь, один раз с градом и сильным ветром.

Похоже, становимся вегетарианцами: в двух банках тушенки мяса не обнаружено. Хотя при покупке на рынке была, как положено, снята проба. Видимо, случайно или специально нам подсунули банки из другой партии – этикеток то нету.

Зато спирт в полном порядке. Развели первый литр и выпили. Все остались живы и более-менее здоровы. Белые ночи совершенно разбивают режим. Засыпаем под утро; кое-то, кажется, не ложится совсем.

12 июля. 2 день. 1,2 стоянки. Совдозеро – Хейзьярви. 6 км.

Дождя нет, потихоньку распогаживается. Хотя ветер достаточно сильный, и волна, не смертельная, но имеет место (как и похмелье). Решили ждать вечера и у моря погоды.

Володя ставит донку, и к вечеру набирается с десяток небольших окуней (на червя). В поисках последних перекопали пол-острова, лучше, наверное, везти из Москвы. Часов 5 уходит на первый сбор лагеря и погрузку по лодкам, зато к отплытию (21ч.) воцаряется полный штиль при ясной солнечной погоде.

На высоком, каменистом берегу в СВ части Совдозера неплохая стоянка в соснах. Там стоит группа (как позже выяснилось, из Питера). Решили не утруждать себя в первый раз длинным переходом, пройдя около 6 км. и встав на правом берегу в начале Хейзъярви. Место поприятнее предыдущего: обширный песчаный пляж, места для палаток много. Лес, правда, неинтересный.

13 июля. 3 день. 2 стоянка. Хейзьярви. Дневка.

Облачно, иногда накрапывает. Почему-то опять дневка. Безуспешно пытаемся вернуться в нормальный режим и не пить больше дневной нормы.

Украшает этот бесцельно прожитый день пляжный волейбол. Сделали площадку, натянули сетку, несмотря на приличный уклон пляжа. Очень рекомендуем: площадка размером примерно с бадминтонную; мяч – резиновый, но накачивается насосом (продается на рынках); сетка – из пары натянутых веревок. Резвились до полночи, хотя и пообдирали ноги о встречающиеся в песке камни.


14 июля. 4 день. 2,3 стоянки. Хейзьярви - Ломчеозеро. 22 км.

Солнечно, штиль, вялые сборы. Вышли только в 13-30 . Как в последствии оказалось – самый ранний выход. А переход предстоит немалый – до Ломчеозера, и пороги, половина населения которых никогда не видела.

В конце Хейзьярви на правом берегу стоянка. На следующем озере – Руагъярви – хорошая стоянка на мысу западного берега видна издалека, там уже стоят наши друзья-конкуренты. Здесь стоит планировать ночевку, а то и дневку. Пролив же в Аканъярви уходит правее. На этом небольшом плесе стоит изба на левом берегу после протоки в боковое озеро – Маймъярви. Здесь тоже можно переночевать, дальше стоянок не будет. На Пейярви нужно держаться правого берега. А мы, из-за того, что мне в лом было достать карту, запилили в СЗ залив озера. Первые 2 км. Гумарины заболочены.

Далее по лоции прошли справа входной слив порога Серая Утка и причалили у наклонной плиты слева. Я, доверился тов. Шилову, рекомендующему порог обнести, хотя тропинка (80м.) не очень удобная. Леха и Володя, осмотрев, провели на бечеве вдоль левого берега без особых проблем. Скорее всего, это возможно из-за очень низкой воды. Под порогом перекусили.

Далее как в лоции – 2 переката: 100м. и 250м. Второй переходит в порог Верхний Каливо, и на крутом левом повороте надо зачаливаться у правого берега. Я прошел перекаты нормально, остальные почему-то вышли вперед кормой, а Леха еще и сидя задом наперед в байдарке.

Я без осмотра сразу занялся любимым делом – обносом. Народ пошел закидывать порог камнями. Широкая тропа, до которой 70м., через 600м. выводит к заливу у д.Гумарино. Володя и Леха прошли пару входных сливов по двое в байдарке, лехину байду из-за неточного вхождения в слив прилично залило. Оставшиеся 700м. то плыли, то шли рядом с байдаркой.

На часах 20ч., а оба магазина в деревне работают до 19ч. Вообще, деревня довольно большая, в магазинах, говорят, есть все, а у местных – даже спирт (100р.за 1л., в Москве-75р.), которого нам явно не хватает. Откладываем посещение магазинов на завтра, ограничиваемся лишь колодезной водой, в которой почему-то плавает лед.

Плывем дальше: несложный перекат, 2 моста, конец деревни, небольшое Гумаринское озеро, на котором нужно держаться левого берега, пара километров петляния по болотам и, наконец, Ломчеозеро. Выйти на берег невозможно почти на всем озере (5км.). Лишь в конце на левом берегу стоянка, на которую мы и стремились.

Большая поляна на березовой опушке. Кругом тропы, в лесу через 1 км. дорога в Гумарино, по которой, слышно, проезжают мотоциклы. Заход в воду отвратительный, но стоит пара лодок, с которых набираем воду и совершаем водные процедуры.

15 июля. 5 день. 3,4 стоянки. Ломчеозеро – о.Тортуга. 15 км.

Леха, Володя и Света в 9ч. утра уплыли в деревню. Остальные ведут неравный бой с полчищами слепней. Нарисовался рыбак, отвязал лодку и уплыл снимать сеть.

В 14ч. вернулись добытчики. Ломчеозеро прошли при попутном ветре под парусом в виде коврика. В магазине закуплено: пиво, яйца, капуста, картошка, огурцы, кабачки, помидоры, окорочка, сушки; у местных: молоко, сметана, яйца, спирт.

Погода продолжает радовать. После легкого завтрака-обеда вышли в 17-30.Через 2.5 км. короткий перекат. Не замочив ноги, прошел только Володя (опять мелко!). Еще через 500м. порог у остатков плотины на крутом правом повороте. Осмотрев, прошли чисто по основному сливу. Вскоре на правом берегу возможна аварийная стоянка. До Тортуги остается 2км. петляния по болотам.

Остров образован рекой (справа) и двумя широкими протоками в оз.Нижний Мярат (уходящими влево), между которыми 1км. На первой развилке остатки сплавного кордона. Здесь же и нужно высаживаться на одну из лучших на маршруте стоянок.

Пройдя 50м. вглубь берега, выходим на песчаный берег живописнейшего внутреннего озера. Рядом кострище и столик со скамейками. Вокруг сосны и черничник, правда за сушинками приходится ходить довольно далеко.

Егор на блесну вытаскивает щуку около 0.8кг из протоки. Готовим праздничный ужин: окорочка-гриль и овощной салат. Пробуем местный спирт и остаемся довольны. Разошлись ко сну в 4ч. утра.

16 июля. 6 день. 4 стоянка. о.Тортуга. Дневка.

Подъем в 14-00. Ранний завтрак: яичница из деревенских яиц. Погода далеко не карельская: 25-30С. Вода во внутреннем озере прогрелась до 22-23С. Слепни достают не на шутку. Догадались использовать Autan – помогает!

Прошла группа с о.Селецкого, идущяя непонятно откуда непонятно куда – завсегдатаи в здешних местах, знают все стоянки в окрестностях. Развеяли мои сомнения по поводу: стоит ли заходить в Н.Мярат, рекомендованный тов. Шиловым. С их слов ничего нового по сравнению с нашей замечательной стоянкой мы там не увидим. Как и на островах Св.Елена и Продувной Верблюд, где я планировал следующюю стоянку. Зато Хизьярви (радиальный выход с о. Селецкого) нам нужно посетить обязательно, кстати я потом так и не понял почему.

Решаем сделать еще одну дневку, а потом рвануть сразу до Хизъярви. К тому же места здесь похоже рыбные (довольно много рыбаков с Селег), да и свежесрубленная волейбольная площадка (теперь, правда, лесная) должна свое отработать. Так что волейбол до полуночи, затем ужин и посиделки у костра, затем нормальные люди (я и Юля) пошли спать, а остальные – то ли на ночную, то ли на утреннюю рыбалку.

17 июля. 7 день. 4 стоянка. о.Тортуга. Дневка.

День ничем не отличается от предыдущего, такая же расслабуха. Поговорил с рыбаками, узнал, что автолавка приезжает в Сельги в пн., ср., пт. к 11ч. утра. Снова меняем планы, ведь без магазина мы обойтись почему-то не можем. Решаем завтра, в воскресенье, плыть до Св.Елены, а в понедельник, закупившись в деревне, перебраться на Хизъярви.

К вечеру подгребли конкуренты-питерцы. Их адмирал поплакался, что всю зиму мечтал о дневке на Тортуге. Ничем не можем помочь, направили на Н.Мярат. Закончился день небывало ранним отходом ко сну – в1ч. ночи.

18 июля. 8 день. 4,5 стоянки. о.Тортуга – о.Св.Елена. 15 км.

Ночью и с утра моросит, поэтому робкие попытки Лехи поднять меня, дежурного, в несусветную рань (9ч.) безуспешны. Встаем в 12, выходим в 15. А тем временем распогаживается.

До Селецкого озера не более 10 км., примерно на полпути неплохая стоянка на левом берегу, сначала незаметная за мысом. У питерцев там уже обед. Стараемся не отставать и, дойдя до озера, тоже делаем перекус, не выходя на берег, от которого метров на 200 уходит песчаная отмель глубиной 20-30см. Выясняем планы у догнавших нас питерцев: они идут на Продувной Верблюд, так что сегодня нам не конкуренты. Наплескавшись на отмели с мячом и летающей тарелкой, за 40 мин. доходим до Св.Елены, видной издалека.

Остров очень красивый, правда небольшой, и для стоянки большой группы вряд ли подойдет. На его южной оконечности возвышается Святая сосна, к которой местные раньше приплывали молиться. Здесь же бухта с песчаным пляжем, кострище и место под палатки. Почти сразу же начинается подъем на поросший соснами 20-ти метровой высоты холм, вытянутый, как и сам остров, метров на 150 на север. Земля на холме выгоревшая, поэтому с сухостоем особых проблем не было. Летающие насекомые отсутствуют, зато много муравьев. На мой вкус, не самая удобная, но самая живописная стоянка на маршруте. Володя поставил донку: рыбы нет, зато глубина рядом с островом 25м! Развели и выпили литр спирта, за Святую Елену, конечно.

19 июля. 9 день. 5,6 стоянки. о.Св.Елена – Хизъярви. 7 км.

Леха будит меня в 9 для вояжа в деревню. К счастью есть кофе, чудом оставшаяся с вечера грамулька и освежающее Селецкое озеро. Загружаем Свету, наивно надеющуюся позвонить, и в 10-30 отчаливаем.

Держим курс на правую оконечность Северного Конца (часть пос. Сельги), примыкающую к полоске леса. На автопилоте проходим 3 км. за полчаса, причаливаем в местном порту и спешим к автолавке. Поднявшись 300м. до дороги, выходим на главную площадь, которая потихоньку заполняется народом.

Лавка подошла только к 12ч. Купили хлеба, пряников и все имеющееся в наличии пиво. Телефон, конечно, не работает, хотя теоретически существует. На пути к берегу копаем червей и пьем из колодца, оформленного почему-то в виде сортира.

Байдарка, оставленная нами без присмотра более чем на час, лежит целехонька. Только детвора бегает вокруг, тыча в нее пальцами и вопрошая родителей: чем байдарка заправляется? В этот раз пивом. Не спеша, часам к 16, приползли к нашей Елене – как раз к завтраку.

У нас гости: питерцы. Но не те. Но знакомые тех. Короче, опасаясь нехватки стоянок, быстро собираемся и в 18ч. уплываем. У Егора украли спининг, оставленный на ночь на берегу по причине зацепа. Вообще, народу вокруг шаталось прилично.

Идя вдоль берега, миновали Верблюд со стоящими на нем давешними питерцами. Через 2 км. нашли очень узкий (2м.) пролив в Хизъярви. Рядом большой песчаный пляж, видный аж от Елены. Начиная от Верблюда, встать при необходимости можно практически везде.

На Хизъярви две идентичные стоянки: в начале – на левом берегу, через 1 км. – на правом. На первой встали сегодняшние питерцы, на второй – мы. Еще на озере 3 избы, в одной из них кто-то ночевал. Для купания стоянка идеальная: огромный пляж, очень чистый и мелкий песок, крутой заход в воду.

На ужин едим овощное рагу: картошка, капуста, кабачки, грибы. Запиваем символической дозой и идем спать. Впрочем, отдельные члены – Леха и Володя - никуда не идут, ночуют прямо на песке.

20 июля. 10 день. 6 стоянка. Хизъярви. Дневка.

Решили снова сделать дневку, так как какие будут дальше стоянки – неизвестно. Жара несусветная. Загораем, купаемся. Приплыли в гости питерцы – играли с ними в пляжный волейбол. Дальше наши пути расходятся – они, как все нормальные люди идут на Лужму.

Ближе к вечеру совершили организованный выход в лес. Гряды холмов (до 70м. высотой) чередуются с болотистыми низинами. Наверху растет черника, внизу – морошка. Поглубже в лесу напали на грибные места, набрали десятка три подосиновиков. Еще дальше холмы более скалистые, но никаких ошеломляющих разломов, обещанных тов. Шиловым, мы так и не нашли. Хотя места, конечно, красивые.

Грибы пошли на жарку и на суп, черника – к блинам. А на морошке настояли божественный напиток: 1л. спирта, 1л. воды, 1кг. ягоды и кружка сахара, за сутки успевает настояться. Затем жидкость процеживается через марлю. Если ягоды не отжимать, то можно залить новую порцию спирта – настаивается не хуже. В общем, стоянка порадовала нас дарами леса, в рыбной ловле успехов не замечено.



Часть вторая. Экзотическая.

21 июля. 11 день. 6,7 стоянки. Хизъярви - Унутозеро. 23 км.

Встали в 11ч. Также жарко. Вышли в 14-30. Программа максимум – Унутозеро, минимум – пороги Тушели на р. Сонго.

За 1.5 ч дошли до о. Сонго. Стоянок на этом участке Селецкого озера нет. Сонго считается рыбным озером, есть избы. В первой (южной) его половине возможны при необходимости стоянки по обоим берегам. Длина озера около 6км., ширина около 1км. Сужаясь, оно плавно переходит в одноименную реку. Поднимаемся легко, течение почти отсутствует. Желательно иметь под рукой карту, чтобы легче ориентироваться в протоках и заливах реки.

Через 1.5 км. возможна стоянка: песчаный откос в конце большого прямого плеса виден издалека. Останавливаемся здесь на перекус. Тут же Володя вытаскивает на блесну килограммовую щуку и щуренка. Еще 1.5 км до порогов Тушели.

Причаливать слева по ходу (у Шилова ошибочно указан обнос по другому берегу). Широкая дорога уходит сначала в сторону от реки, затем около небольшого лесного озерца заворачивает правее и вскоре выводит к заливчику над порогом. Длина обноса примерно 1 км.

Перенеся вещи, начинаем извращаться с байдами, пытаясь вчетвером унести все три за раз. Полпути играем в паровозик, когда один несет нос первой байды, другой – корму первой и нос второй, и.т.д. Затем маразм крепчает, и Леха с Володей несут две байды сразу, водрузив одну на другую. Все это, конечно, очень весело и фотогенично, но по-человечески в две ходки отнесли бы быстрее. Обнос окончен в 23ч. Можно встать и здесь, но рядом дорога, и очень поганый заход в воду. Рыбаки, Егор и Володя, за стоянку, остальные против.

До Унута остается 3 км., есть рыбацкие стоянки по левому берегу, пригодные для небольшой группы, но мы идем до победного конца. Выходим в озеро в сумерках, стоянку разглядеть трудно, поэтому, следуя шиловскому совету, плывем 1.5 км. к высокому западному берегу. Встаем на первом же песчаном пляже.

Поужинав, нормальное население падает по палаткам. Маньяки в лице Лехи, Володи и Светы отправляются рыбачить обратно к порогу.

22 июля. 12 день. 7 стоянка. Унутозеро. Дневка.

Дневка не запланированная, но необходимая для восстановления сил. Все-таки население расслабилось за десять дней курортного режима. Пасмурно, моросит, но еще тепло. Вода достаточно прохладная. Много комаров. Под вечер вернулись наши рыбаки с ведром окуней, пойманных на червя.

Побродил по окрестностям. Сразу за лагерем небольшое болото с морошкой. Поднялся на ближайший хребет, с его вершины виден крутой скалистый откос следующего, самого высокого холма. Лес красивый, но грибов и черники почти нет. В общем, стоянка и Унутозеро особого впечатления не произвели. Может быть, из-за хмурой погоды и всеобщей усталости после последнего перехода.

23 июля. 13 день. 7, 8 стоянки. Унутозеро – Мал. Гавдозеро. 20 км.

Подъем в 10ч. После завтрака пошел дождь, разбрелись по палаткам. Поэтому вышли только в 14-30.

Борясь с хроническим отставанием адмиральской байдарки, затеяли смену экипажей. Егор сел ко мне матросом, Юля – к Володе, причем капитаном. Но все равно толку оказалось мало, разве что теперь мы с Егором отрываемся вперед, что дает возможность спокойно покурить, свериться с картой и предаться умным адмиральским размышлениям. Однако даже это не помогло с первого раза отыскать устье Ремаки, которое находится напротив северного конца большого острова. Кстати, на южном его берегу есть неплохие места для стоянок. Можно встать и на коренном берегу в ЮВ части Унута. Правда, лес там смешанный, неинтересный. Мы же, подгоняемые приличным попутным ветром, проскочили Ремаку, а возвращаться пришлось уже навстречу волне.

Промокшие и продрогшие, заходим в реку, где царит тишина и покой. Отчерпываем воду, согреваемся (1л.), благо продукт, настоянный на морошке, не требует закуски. К счастью, мои опасения не сбылись: речка не пересохла. Правда, речкой этот ручей шириной 3-4 метра назвать трудно. На протяжении 1.5 км идет сплошная проводка, кое-где садится даже пустая байдарка. Хорошо, что светит солнце, и вода еще достаточно теплая, да и пейзаж весьма живописен. В общем, эту игру в кораблики народ перенес стойко, мне же, с моим извращенным вкусом, она доставила большое удовольствие.

После крутого левого поворота шивера резко заканчивается. Мы радостно плюхаемся в байдарки и начинаем есть. Володя кидает в меня батоном колбасы, промахивается, долго ныряет за ним под истерический смех населения.

Наконец, плывем дальше. 1.5 км. речка шириной 6-7 м. петляет в болотистых берегах, часто забываем, что все-таки идем вверх – течение совершенно незаметно. Последняя короткая проводка перед о. Ремака. 2 км. по красивому, дикому озеру. Берега неплохие, при желании можно организовать стоянку. Еще 3 км. до Бол. Гавдозера. Перед озером действующий автомобильный мост – по низкой воде прошли, полулежа в байдарках. Слева от устья встали погреться горячим чаем – только что прошел дождь. При необходимости возможна стоянка. Далее 4 км. по озеру, 1 км. по протоке, 1км. по Мал. Гавдозеру.

Встаем на ближнем из пары островов у СВ берега. Место неплохое, но сильный, холодный ветер сдувает не только насекомых, но и некоторых туристов. Играючи, допиваем последние 2л., настоянные на морошке, и идем спать.

24 июля. 14 день. 8,9 стоянки. Мал. Гавдозеро - Маслозеро. Волок. 2.5 км.

Леха безуспешно будит меня в 9ч. для разведки волока. Встаю в 11, бужу Леху – успешно. Заметно холодает, градусов до 15-ти.

На озере много рыбаков. Приезжают на машинах (если лето сухое, и дорогу не заливает) с Ахвенламби и даже из Медвежьегорска.

Выходить на берег нужно прямо напротив острова, на вырубке. Стоянок, кстати, здесь нет, под ногами хлюпает. Тропа среди высокой травы через 150м. выводит на лесовозную дорогу, по которой идти направо. Дорога идет через вырубку, то поднимаясь, то опускаясь, через 1.2 км. неожиданно заканчиваясь. Чуть влево отходит еле заметная тропинка, через 100м. снова выходящая на дорогу, по которой идти налево еще 100м. Теперь поворачивать вправо на тропинку, через 200м. входящую в лес. До Маслозера остается преодолеть 700м. лесного спуска, местами весьма крутого. До стоянки еще 200м. влево по неудобному каменистому берегу. Байдарки, конечно, стоит нести в разобранном виде.

Разведав все это, в 14-30 вернулись в лагерь, как раз к завтраку. Довольно оперативно сложили рюкзаки и, переправившись, ушли с ними, оставив байды сушиться. С вещами прошли 2.5 км. за час. Егор с девушками остались ставить лагерь, мы же вернулись за байдарками – их, как ни странно, не украли. Разобрали, покидали по рюкзакам, и к 21-30 волок закончили успешно.

Стоянка неудобная, правда есть стол. Палатки стоят на косогоре, очень плохой подход к воде. Кучи топляка валяются на берегу и торчат из воды. Зато много крупной черники.

25 июля. 15 день. 9,10 стоянки. Маслозеро. 10 км.

Встали в 11. Периодически идет дождь. Улучаем момент и собираем байдарки. Выплываем в 16ч. Пересекаем сужение озера и попадаем под сильнейший ливень с градом. Еле успеваем прибиться к небольшому острову. 2ч. мерзнем у огромного костра, безнадежно пытаясь высохнуть. Готовим супчик, разводим 1.5л. холодным чаем. Это уже помогает.

Переждав дождь, плывем дальше, на левую оконечность большого о.Килган. Высаживаемся. В лесу ухоженная избушка, но решаем плыть дальше. Через 1 км. на берегу напротив острова находим остатки сплавного лотка, на метр возвышающиеся над водой. Причаливать лучше на 50м. левее лотка. Оттуда 70м. по тропинке до приличной избы, в которой легко могут разместиться 10 человек.

Сушимся, жарим на печке блины, допиваем, увы, последний(!) литр, размещаемся по нарам. Все хорошо, только темно – забыли взять с собой свечки.

26 июля. 16 день. 10,11 стоянки. Маслозеро - Сонозеро. 3 км.

Леха и Володя в 10ч. понесли полузагруженную байдарку на Сонозеро и уплыли в д.Сяргозеро в магазин. Девушки собирают вещи, я с Егором под дождем перетаскиваем их.

Тропа протяженностью 1 км. идет вдоль лотка. В конце небольшое болотце, в дождливое лето можно не пройти. Справа от лотка дорога посуше, но подлиннее.

Пересекаем Сонозеро, слева на мысу между озерами стационарно стоит группа – почти два месяца, и еще месяц собирается. Говорят, за все время только дважды видели байдарочников, спускающихся по Воломе. Посоветовали на противоположный мыс не ходить – там, по слухам, медведица с медвежатами, а встать на 400м. левее. Так и сделали, место неплохое.

Вскоре приплыли ребята из деревни, купили хлеб, пряники, пиво и сало. После обеда идет дождь, и поднимается сильный ветер. Используем все запасы теплой одежды, вплоть до шерстяных шапок, а ведь еще утром я купался в Маслозере. Пытаюсь заболеть, за неимением спирта съедаю головку чеснока и, в первый раз, ложусь спать одетым.

27 июля. 17 день. 10 стоянка. Сонозеро. Дневка.

Заболеть, конечно, не удалось, зато заболел Егор. В аптечке почему-то ничего нет от горла. Завариваем зеленую бруснику, помогает. Приходится делать дневку, хотя ветер немного утихает.

Леха, Володя и Света обнаруживают по шилу в одном месте и идут на рыбалку к истоку Воломы из Сонозера, причем пешком – между мысами глубина 30 см.

Стационары не выдержали холодов, уехали в Москву. Тут же с Воломы пришли две группы, одна встала на их место, вторая – с другой стороны от нас метров через 500. Ходил в гости, стрельнул лекарств для Егора, узнал про автобус. Он, вроде бы, ходит ежедневно из Маслозера через Паданы на Медвежьегорск. В Сяргозере около восьми утра. Если Егор не поправится, отправим его с Володей в Москву. Вода за сутки остыла градусов до 14-ти, воздух не теплее. Наши рыбаки вернулись в 3ч. ночи.



Часть третья. Скоротечная.

28 июля. 18 день. 10,11 стоянки. Сонозеро - Сегозеро. 35 км.

Подъем в 9ч. Егору лучше, так что плывем дальше. До Сегозера шли около 4ч. По нашим ощущениям, километров двадцать, так как река сильно петляет.

На Сонозере стоянки возможны и на южном мысе на протяжении примерно 1 км., дальше берега болотистые. При входе в реку плотина с абсолютно чистым сливом, больше препятствий нет до паданского моста. После плотины в течение получаса ходу слева к реке часто подходит лес, можно найти место для стоянки. Потом один раз лес подходит справа, далее сплошные болота.

Перед мостом завал, шли слева. Сначала перетащили 1м. через бревна, затем 10м. проплыли, еще 10м. пронесли и под мостом загрузились. При иных условиях возможен вариант обноса по дороге, для этого за 70м. до моста нужно уйти в правую протоку и подняться на мост через нее (дорога на Ахвенламби).

Вскоре за мостом причалили справа на перекус. Впереди разлив, из воды торчат остатки мертвого леса, различные полузатопленные агрегаты и запчасти, оставшиеся, видимо, со времен лесосплава. В 19ч. продолжаем путь.

За мысом поворачиваем направо и идем на просвет, в который видна безбрежная гладь Сегозера. Вскоре справа открывается вид на нежилую деревню на острове Сондальский, а через полчаса выходим на основной плес Сегозера. Плывем 3 км. до мыса, расположенного напротив восточной оконечности о. Сондальский. Стоянку можно устроить практически везде. Но мы хотим максимально пройти сегодня, пользуясь почти полным штилем и небольшим попутным ветром. Проплыв еще 7 км., срезаем большой залив – самое неприятное, открытое место при продвижении северным берегом Сегозера, и, чуть-чуть не дотянув до главного архипелага островов, где можно себя чувствовать достаточно спокойно, встаем на ночевку, ибо начинает темнеть.

Стоянка средней паршивости: песчаный пляж, заваленный мертвым лесом, повыше черничник в сосняке, кострище, скамьи и непонятное сооружение - то ли баня, то ли шалаш.

29 июля. 19 день. 11,12 стоянки. Сегозеро. 20 км.

Подъем в 9. Неторопливые сборы. Пугает волна – больно неохота мокнуть. Все-таки вышли в 15ч. Полчаса ходу при боковой волне достигающей полметра. Наконец скрываемся от ветра за островами, плывем еще полчаса.

Собирается дождь – прячемся в свежесрубленной избе на берегу напротив о.Каличий. Дождь испугался и только слегка покапал. А мы расслабились, затопив печку, плотно перекусив, кое-кто даже поспал.

В 18ч. двинулись дальше. Ветер немного поменялся и теперь дует в спину. Короткий ливень скрашивается ярчайшей радугой прямо по ходу. Снова изба на острове, на этот раз жилая. Разбудили деда-аборигена, который показал на пальцах кратчайший путь к Попову Порогу – до него не больше 10 км. Надо пересечь открытое пространство около 6 км., дед обещает, что волны не будет.

Не проплыв и половины, замечаем, что волна все-таки поднимается, да еще какая. К счастью, опять в спину. Байды жалобно скрипят. Правда, волны хоть и высокие, но гладкие, пологие, видимо из-за большой глубины. Наконец, скрывшись за островом, высаживаемся и, в ожидании надвигающихся туч, натягиваем тент и разжигаем костер. Дождь снова испугался и так и не пошел.

А нам уже пора искать стоянку. Двигаясь вдоль берега, высаживаемся на песчаном пляже, но толкового места для палаток не находим. Отплыть от берега оказывается большой проблемой – волна хлещет через борт. Все мокрые, плывем дальше.

Завернув за очередной остров, неожиданно видим плотину Попова Порога, до нее не более 4км. по оз.Норусламби. Тут же и неплохая стоянка на мысу. Это, очевидно, ближайший к Попову Порогу большой остров, на нашей карте не имеющий названия. Место весьма обжитое, наверное, многие здесь делают последнюю ночевку перед отъездом.

30 июля. 20 день. 12 стоянка, отъезд. Сегозеро – Попов Порог. 4 км.

В 9ч. мы с Лехой плывем в поселок на разведку. Возможно, уезжать придется сегодня, так как завтра суббота, а в выходные автобус может не ходить. Впервые за последнюю неделю чистое небо. При попутном ветре путь занял полчаса.

Пристаем слева от плотины среди лодок. До магазина и автобусной остановки 1.5 км. Узнаем, что автобус до Сегежи ходит в будни два раза в день: в 9ч. и в 18ч. В 11ч. открывается магазин, берем пива и спешим назад. Несмотря на услышанные нами байки о частых случаях воровства в Попове Пороге, байдарка, оставленная на берегу, в целости и сохранности. Весла мы, правда, спрятали. Ветер усилился и теперь дует в лицо, обратно плывем больше часа.

Народ только что встал. Завтракаем пивом и оперативно собираемся. В 15-30 мы в поселке. Благодаря солнцу и ветру, байды сохнут быстро, успеваем пообедать.

К 18-30 подтягиваемся на остановку. Подходит автобус, кроме нас едет еще 5 человек. Билет стоит 16р., в пути 1ч.40м. На ст. Уросозеро автобус не заезжает, да нам и не надо, из Сегежи проще уезжать.

От автовокзала до станции 800м. Ближайший поезд на Москву №133 (скорый) в 6 утра. Плацкарт стоит 150р. (140р.- в пассажирском). Магазин на вокзале работает с 11 до 22, успеваем купить пива. Ночные магазины только в городе, за мостом через ж/д.

За зданием вокзала - озеро, 100м. правее – колонка с питьевой водой. На берегу разводим костер и готовим ужин на глазах у удивленных прохожих. В зале ожидания его съедаем, кто-то укладывается спать в спальниках на креслах, кто-то бодрствует до утра. В 6ч. загружаемся и, без приключений, оказываемся в Москве на следующее утро в 4-30.



наверх