НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ РАСКЛАДКА ТАКСИ

Верхняя Ерга - Кичменьга - 2010

Вологодская обл, 16-25 июля 2010 года

Верхняя Ерга


На Верхнюю Ергу ходят, в-основном, весной. Об этом почти нет упоминаний в Интернете, поэтому позволю себе процитировать своего хорошего знакомого, изготовителя Щук, Володю Гунина:


Прокатились , скорее промчались по Верхней Ерге и Сухоне от Пихтово до Великого Устюга. Из Москвы выехали 1 мая до ст. Ломоватка, предполагался стапель от ж.д. моста через В.Ергу (точнее от слияния В.Ерги и Ломоватки), но лесовозная дорога от станции до моста оказалась непроезжей в это время года даже для ГАЗ-66, ждать местный поезд Котлас-Кизема (он останавливается на мосту)10 часов никто не хотел,тащить "Таймень" 6 км до моста по ж.д. полотну наши любители "каркасников" не захотели, поэтому наняли за 1000 руб "буханку" и через мин 30 езды по очень приличной бетонке мы были у моста в Пихтово.Здесь Верх.Ерга быстрая речка 10-15 м шириной. До следующей и последней на верх. Ерге населенки (д. Илатовская) 7-8 км шли около часа и в основном на "отрицале" уворачиваясь от "расчесок", объезжая бревна,"фильтруясь" через кусты.

По рассказу ребят из Котласа, если идти от ж.д. моста, то до Пихтова километров 40 подобного сплава + с десяток обносов (для "Таймешек" и катамаранов). Мы шли на "Катране", "Таймене-2", Щуке-3 и Щуке-2. На воде были со 2 по 7 мая, с одной дневкой.Больше 3 часов не гребли (общее ходовое время 14-15 часов,из них 9-10 по В.Ерге, где скорее не гребли, а рулили:-)). Скорость байдарки (по GPS) от 7 (на Сухоне) до 17 км/час (на Ерге). Местами,просто...Формула-1:-) Всего по Верх.Ерге и Сухоне пройденное расстояние (по GPS)-129 км, и ни одного обноса !!!, думаю по низкой воде три-четыре будет, но вряд ли больше. По Ерге шли на пике половодья,первые три дня вода продолжала подниматься. Ниже Илатовской, река стала пошире и идти стало значительно легче. Высокие (местами обрывы до 40-50 м) берега Верх.Ерги на всем протяжении покрыты еловым лесом, с примесью березы и осины,но поиск удобного, сухого и прогретого солнцем места для стоянок (несмотря на обилие снега) не занимал много времени, правда отойти от лагеря без болотников было проблемно. Тайга, снег до колена, ручьи ... Видели много водоплавающей птицы, как местной, так и пролетной, лося, бобра. Интересно было наблюдать как обалделые после зимней спячки лягушки еле-еле выбираются из земли и отогреваясь на майском солнце оживают. Хотя в инете по Верх.Ерге инфа почти отсутствует- река посещается туристами, мы немного пообщались с группой на "Тайменях" и катамаране из СЮТура г.Котлас, и видели двух мужчин на "Ватерфляе". Еще видели в первый день двоих на надувной лодке (явно местных),они сплавлялись скорее всего для проверки сетей - ниже Илатовской их стояло в реке и на разливах несколько штук, потом и люди, и сети пропали до Сухоны. В тайге по берегам Ерги видели с десяток пустых избушек охотников или рыбаков. А в Сухоне вода уже упала на метр от максимального уровня этого года.Со слов местных лед на Сухоне сошел недели за две до нашего приезда. Но снег на берегах так и не растаял до конца маршрута. Ширина Сухоны здесь метров 300, на высоких берегах сосновые боры, снега значительно меньше, чем на еловой Ерге. Очень красивы обрывы высотой 40-50 м, сложенные разноцветными глинами.Со стоянками никаких проблем. Многочисленные деревни - маленькие (на магазины не рассчитывайте почти до самого Вел.Устюга)стоят полуразрушенные и пустые и заселяются только летом. Сухона - река судоходная, по берегам створные знаки, даже видели за двадня ...один "путейский" теплоходик.Около деревень на берегах иногда лежат одна-две моторки, но на воде видели, точнее слышали (ночью) одну или две, видимо браки сетки проверяли. Комфортный антистапель с ночевкой, неспешной разборкой и просушкой байдарок мы сделали на ЛБ Сухоны напротив ЛПК в пос. Новатор, в километре от резиденции Деда Мороза ;-).На рейсовом автобусе (по 10 руб с носа) уехали в Великий Устюг, где на два дня поселились в почти пустой гостинице "Сухона" ( пер.Красный ,12 тел. деж.администратора (81738) 2-25-52). Рядом- через дом-два еще пара гостиниц, стоимость проживания от 300 руб на человека в сутки.Цены в многочисленых кафе и ресторанах ну очень льготные:-) Можно отстапелиться и на набережной Вел.Устюга, тогда до гостиниц будет метров 300-400;-). Увы, музеи по случаю Дня Победы не работали.Поэтому время провели в прогулках по городу, покупке сувениров, посещениях многочисленных точек общепита и общепития.Умные люди прикупили бальзам "Великий Устюг", я потом в поезде попробовал с чаем ... "карельский" отдыхает. На утро 10-го заказали "Газель" и за 1000 руб ,и за 60 мин были доставлены до ст. Ядриха. Выезжать можно и через ст.Котлас, до него от Вел.Устьюга километров на 10 дальше.


Даже в нынешнее экстремально засушливое лето Ерга оказалась вполне пригодна для Щуки-1, для бОльших надувашек с оговорками, но тоже подошла бы. На каркасниках летом туда соваться на стоит. Обносов, как и весной, нет, но на перекатах - регулярные проводки, причем больше всего в нижнем течении, где река шире, а глубины не прибавляется. Средняя скорость продвижения - 3,5-4 км/ч.

От Ломоватки доехал на жигуленке за 500 р (наверное, можно и дешевле), найти единственного местного бомбилу Колю можно через продавщицу пристанционного магазина. Связь - только МТС. После старта в Илатовской и до устья люди встретились один раз - рыбаки в районе газопровода (туда тоже есть подъезд, правда, говорят, через шлагбаум). Река в среднем темпе проходится за 3 дня. Стартовать от моста ЖД по столь низкой воде я не собирался, утвердился во мнении после взгляда из окна поезда и слов водителя Коли. Хотя есть герои, штурмовавшие Ергу от Абрамова Починка на Щ-3 по осени.


Переброска


Мужики в устье для переброски в Полдарсу порекомендовали поискать чуть ниже по Сухоне КС, который возит рабочих из Кичуги в Березово и обратно. От Кичуги в Полдарсу - на авто. КС я не нашел, но в Березово попался добрый человек на моторке, подбросивший до Кичуги. Деревня немаленькая, можно было поискать транспорт прямо там (причем сразу прямо до конечной точки переброски). Я решил пройти 4 км до трассы, а там ловить попутку. Попутка до Полдарсы подвернулась, 1 км не доходя трассы. В планах было посещение развалин лагеря в Опоках, осмотр источника-фонтана, красивых скал на Сухоне и в устье Стрельны. Однако, нехватка времени и дикая жара заставили отказаться от этого.

Добрые люди с сайта volomy.ru в предварительной переписке сообщили, что в сторону Волом из Полдарсы по утрам ходят лесовозы и автобусы с рабочими, до реки остается около 4-5 км пешком. На месте ситуация оказалась несколько иной. Из Полдарсы сейчас в ту сторону никто не ездит, но вроде бы ходят лесовозы с Устюга (не заезжая в Полдарсу), и вроде бы в районе 10 утра. Ждать утра в поселке не хотелось, тем более 10 часов. Связь в Полдарсе - только МТС. В процессе потребления пива с местными ребятами, которые сами бывали в Воломах и на окрестных делянках не раз, велись поиски наемного транспорта. Мужик на Газели запросил аж 2000 р! Нашли в итоге Уазик за 1000. Знал бы я состояние дороги - поторговался бы еще. 25 из 30 км ехали со скоростью 70 км/ч по отличной бетонке. Мост через Вохтомец - первое серьезное препятствие для неполноприводной техники. Дальше дорога проходима, скорее всего, только для внедорожников. Меня высадили в точке 004, на 1 км дальше, чем кончается дорога на космоснимке. Дорога здесь уходит левее и через 200 м упирается в лагерь лесорубов посреди вырубки. А прямо, по опушке леса видна еле различимая просека, по которой меня и направили идти ребята. До Мокеихи по прямой 2,3 км, паломники же, по их словам, ходят другой, более длинной, но простой дорогой. Я сперва дошел до лесорубов - они не местные и ничего не знают о дороге к Кичменьге. Потом попробовал ломануться по просеке - уткнулся в болотце и жуткий бурелом. Поскольку уже темнело - решил отложить подвиг на завтра и подставил палатку почти на дороге. Ночью мимо проезжали Камазы-лесовозы, а лесоповальная техника тоже шумела почти до утра.

Утром вышел в 7:30, пока не так жарко и, о чудо, небо затянуло тучами! Первые часа полтора я ломился как дурак краем вырубки по направлению просеки. Такого бурелома я еще не встречал! Потом бурелом кончился, местность повысилась, и в точке ROAD я вышел на довольно приличную лесную дорогу, пришедшую откуда-то слева. Видимо, стоило идти по центру вырубки - там чище, а потом втыкаться в эту дорогу. Но, кто ж знал… Дорога сперва шла в направлении точки START2, до туда оставалось чуть больше километра. Я решил, что раз я не паломник, а путешественник, а цель моя все же река, а не Пустынь, идти кратчайшим путем к реке. Потом дорога все же свернула налево в сторону Мокеихи, но я свернул направо, и через 300 м по азимуту вывалился к Кичменьге. Берег здесь зарос кустами и травой в рост человека, после дождя и этих зарослей я был весь мокрый и даже слегка замерз! В 10 утра я перешел на сухой противоположный берег, где продолжил прерванный сон, а часов в 16 собрался и отчалил.


Кичменьга


Путь по Кичменьге до Брода занял 3,5 дня. Река, пожалуй, менее красива, чем Ерга, но куда более дикая. Людей я не встречал до первых деревень, хотя следы их пребывания - время от времени - да. В верховьях с водой было совсем туго, на перекатах - проводка, а местами - протаска. После впадения Черной с водой стало получше. Иногда появлялись намеки на течение. Завалы были. Штук пять обносных, штук двадцать - подлезаемых или перелезаемых. Видел лося метров с 20. Видел бы, наверное, и еще кого-нибудь, да обычно что-то напевал или матерился на слепней, которые вынуждали плыть одетым вплоть до перчаток и накомарника, огромной тучей преследуя весь день. Спасения два - дым костра и палатка. Дэты с собой не было, Гардекс, Москитол и Рефтамид от слепней традиционно ни капли не помогали.

Закончил я в Броде, поскольку оттуда по тропинке до Сараево 5 км, а по реке - 15. А плыть в компании слепней уже надоело. В Сараево я дошел примерно к полудню, автобусов в субботу оттуда не было. Повезло: попутный УАЗик нарисовался, не успел я открыть бутылочку пива. Дороги в Кичгородецком районе - худшие, что я встречал на Вологодчине, выгодно отличающейся в этом плане от соседних областей. Из Сараево до Устюга ехал в шикарном автобусе из Никольска с кондиционером. Быстрее возвращаться через Вологду, но очень уж долго ехать на автобусе, да еще и Устюг хотелось посмотреть. В Устюге вписался на ночевку в комнаты отдыха автовокзала за 300 р, хотя и в городе можно за 400-500 в более приличных условиях. Вечером погулял по городу, а утром на автобусе уехал в Котлас на поезд №209 из Лабытнанги. Ключевая ошибка! Этот поезд дополнительный, а значит в нем нет ни ресторана, ни буфета с кондиционером, который есть даже в Богом забытом котласском. Но ничего, вроде доехал живым…



наверх