НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ

Кизема-Устья-Юмиж-2007

Архангельская обл, 29 апреля - 14 мая 2007 года

Участники похода



Общая информация, впечатления и комментарии


Когда стало ясно, что нынешней весной, взяв 7 дней за свой счет, можно уйти в поход на 2 недели, начались поиски подходящих речек. И поиски были безуспешны. Возникали только связки из рек, одну из которых подкинул наш питерский друг Андрей Григорич Водень. Ему, в свою очередь, Юмиж рекомендовал прошлым летом местный егерь из с. Афанасьево, что на Северной Двине. Но он знал Юмиж только ниже Коллективного, куда заброситься можно со стороны Двины. Что же творится выше Коллективного - никому неизвестно, впрочем, это только подогревает интерес.

Нельзя не сказать, что такой маршрут проходим не каждой весной - в этом году весна была ранняя, за что ей большое спасибо.

На помощь пришли современные технологии: на гугловском космоснимке отчетливо видна широченная лесовозка с поселка Глубокий, что на Устье, в верховья Юмижа. Удалось также узнать, что, как минимум, до оз. Светик идет бетонка, а в верховьях Юмижа находится база отдыха МЧС.

А вот и связка образовалась. Итого, предстоит около 100 км по реке Устья и около 150 по Юмижу. И переброска на авто 25-35 км. Конечно, нет проблем заехать в Глубокий из Костылево, ходят автобусы, и такси тоже ловятся. Но у нас же 2 недели! Решено: едем до станции Кизема (ударение на первый слог), что на линии Коноша-Котлас. Что удобно - московский поезд на Воркуту прибывает на полчаса позже питерского, в 7:45. Стыкуемся с Питерской диаспорой (от нее один Григорич и остался) и двигаем вниз по Устье. Заброска, так сказать. Хотя и сама Устья неплоха, но, конечно, изюминка маршрута - это именно Юмиж.

Были мысли заехать с Киземы сразу до Устьи на авто, но единственный бдившый на станции водитель отказался туда ехать, сославшись на плохую дорогу (похоже, сильно преувеличивал). За 500 рублей он был готов в 2 ездки закинуть нас до ЖД моста через Кизему. Нашли более эргономичное решение: за 300 р. закинули все вещи и меня в одну ездку, спустя 15 минут по шпалам подошли и все остальные.

До Глубокого можно при желании догрести за пару дней, мы же растянули удовольствие на три, четвертый отвели на переброску. Кизема и Устья бегут вполне себе. Деревни, хоть и регулярно попадаются на пути, дискомфорта не приносят, места достаточно безлюдные.

В поселке Глубокий есть несколько частных Буханок, но либо они, либо их хозяева находились в отъезде. В итоге, вопрос решался в администрации местного лесопункта. Сперва, надо сказать, без особого успеха. Однако, после озвучивания суммы вознаграждения за доставку наших бренных тел и судов до Юмижа вопрос сразу решился. Причем, изначально нам был обещан Камаз-вахтовка после того, как он привезет смену из леса. К назначенному часу прибыл начальник лесопункта, господин Голубев, на новенькой Буханке, и лично отвез нас. За что ему, конечно же, огромное спасибо.

Наверное, 2000 рублей - это многовато. Но на 7 человек нормально. И главное, мы не знали состояния дороги. А оно оказалось очень даже ничего. В сухую погоду, похоже, можно проехать на чем угодно. Что интересно, всю дорогу мы так и ехали по бетонке. Конечно, это не цельные плиты, но грунт явно укреплен. Через первый мост нас г-н Голубев, не сомневавшись, перевез, сказав, что здесь Юмиж полон заломов. Но второй мост не заставил себя ждать. Здесь мы выгрузились, попрощались, и в последующие 8 дней покоряли Юмиж, людей больше не наблюдая. Упомянутая база же находится между двумя мостами, на речке Березовке, т.е, дорога после второго моста поворачивает обратно и правым берегом Юмижа приводит на место. Но это со слов местных, сами не проверяли.

Ну и, наконец, собственно про Юмиж.

Речка оправдала наши ожидания как и в плане безлюдности и красоты, так и в плане завалов. Впервые для борьбы с последними была взята бензопила. Надо сказать, особого смысла в ней не было. Разве что, для заготовки дров на вечерние посиделки. Случались завалы, когда подпилив бензопилой одно-два бревна, можно очистить проход. Но в основном, завалы делились на два типа: те, что перетаскиваются, и те, что обносятся. Завалов на Юмиже хватает, но все же, их вполне терпимое количество. Достаточно сказать, что меньше 15 км в день мы прошли только однажды, и то, это километраж, намерянный по двухкилометровке, в реальности, конечно, больше. Участки чистой воды порой случались весьма протяженные. При этом мы сделали две дневки 5 и 9 мая, грамотно пришедшиеся на День Рождения и Праздник Победы. Причем оба места были весьма достойны. И там и там были обустроены бадминтонные площадки и проведены надлежащие соревнования.

Стоит заметить, что большим плюсом явилось наличие 5 мужиков, что позволяло таскать Щуки неразгруженными через большинство завалов. Но также нельзя оставить без внимания, что берега Юмижа преимущественно высокие и крайне неудобные для выхода, особенно, с байдаркой на плече.

О погоде. Первую треть похода температура колебалась вокруг нуля. Пару раз выпадал конкретный слой снега. Во вторую треть потеплело до +5-10 днем. В последнюю - сперва полило дождичком, а потом разжарилось до +10-15, что было отмечено случаями загорания и цепляния клещей.

Рыбалкой мы не занимались, из дичи съели три утки. Остальные птички, говорят, померзли из-за резких заморозков после оттепелей. Да и не охотники мы вообще. Леха ходил раза три "типа на охоту", приносил только прошлогоднюю клюкву.

Уровень воды был высоким, но где-то на метр-полтора ниже паводкового. Скорость течения неплохая, но недостаточная для того, чтобы расчески и прижимы представляли серьезную опасность.

Однако, в одном месте два наших экипажа все же умудрились кильнуться. Здесь течением на повороте хорошо прижимает к лежащему поперек реки бревну. Леха и я со Светой успели притормозить, отрулить к левому берегу и тихонько проползти под бревном в единственно допустимом месте. Тогда у нас и мысли не закралось, что можно сделать иначе, поэтому мы спокойно поплыли дальше, не дожидаясь остальных. Минут через 15 встали на обед. Прождав час, заподозрили неладное. Так и есть: появились наши друзья в промокшем виде. Илюшину байдарку винтом стало затаскивать под бревно, и экипажу пришлось покинуть судно. Шедшие следом Григорич с Серегой с криком "мы идем к вам на помощь!" повторили их подвиг. Итогом стали 5 (!) погнутых распорок (хорошо, впервые взяли запасные), утопленные пила с топором.

Хорошо, что день выдался солнечным. У Кати это было дебютное купание. Видать, ей понравилось. В этот же вечер после прохождения небольшого завала бревно, через которое все перелезли, не выдержало и рухнуло в воду, образовавшейся волной качнуло Щуку, в которой Катя почему-то в этот момент находилась стоя. Этот трагикомичный момент оказался даже заснятым на видео. Итогом стал отказ Катиного фотоаппарата от дальнейших съемок.

Вся дикость и завалистость Юмижа резко кончается после впадения Ваймижа. Перед ним мы обнесли самый большой завал в районе лесовозки с вахтового поселка Коллективный, обнесли еще один завал, и все...

Остаток реки проходится за 1,5-2 дня. Юмиж неузнаваемо меняется, расширяется, встречаются, наконец, люди, потом деревни.

С моста федеральной трассы Котлас-Архангельск нас забрал заранее заказанный Пазик из Котласа, который спустя 5 часов привез нас в город. Стоило удовольствие 7000 рублей. До поезда оставалось 5 часов, мы вписались в местную гостиницу за 1600 р. за семерых. На вокзале есть вагон-гостиница, он еще дешевле, но мест уже не было.

Ну, вот вроде и все.



наверх