НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ

Сойда-Кема-Индоманка-2008

Вологодская обл, 1-11 мая 2008 года

Предисловие

Сойда - самый северный приток Волги. Берет начало в Атлеке. АтЛеКа - это условное название местности на северо-западе Вологодчины, являющейся водоразделом Атлантического, Ледовитого океанов и Каспийского моря. Этот район обделен вниманием туристов по простой причине - долгая и недешевая заброска. Ближайшие ЖД станции находятся на расстоянии 250-300 км. Если по Андоме изредка ходят, то про Сойду не было известно ничего. Ну, значит, нам туда.

В течение всего апреля не без помощи добрых людей происходили поиски УАЗа в Подпорожье. Начальная ставка в 5000 р. была поднята до 8000 р, но единственный из 16 (!) водителей, согласившийся сперва, в последний момент отказался. Очевидно, причиной являлась боязнь дальней и незнакомой дороги, хотя на деле дорога оказалась прекрасной, по крайней мере, этой ранней и сухой весной.

В итоге на станцию Подпорожье за нами любезно приехал Константин из Белого Ручья на Газели (!). Предварительно договариваясь на 6000 р, мы добавили еще 1000 р. за долгие выборы места выгрузки.

30 апреля

Заброске предшествовала нетривиальная история с доставкой багажа. После апрельского ПВД по Луненке все три байдарки с веслами и гермами были логично оставлены в камере хранения Волховстроя. Первая попытка изъять их оттуда в полночь была провалена из-за сокращенной стоянки питерского поезда. Московский поезд по причине смены паровоза стоит в Волхове в четвертом часу ночи никак не меньше 20 минут, поэтому мы со Светой успешно забрали груз. Спасибо добрым проводницам, что не обратили внимание на вдруг возникший перевес.

1 мая

На Газели мы ехали с 7 до 16 часов с остановками на закупки пива, хлеба и бадминтона. В верховья Сойды можно заехать аж тремя дорогами: через Янишево, через Озеро или через Октябрьский. Мы выбрали последний вариант, и дорога там оказалась более чем приличного качества. На УАЗе доехали бы до самой речки, Газель же не дошла 5 км из-за сугробов. Вечером 1 мая в первую ходку были отнесены Щуки, а утром дошли и мы с оставшимися вещами. Стартовать с озера или протоки между озерами мы не рискнули, опасаясь завалов и льда на озере.

Таким образом, первая ночевка у нас состоялась посреди вырубки, там где, если верить нашей карте, сходятся дороги с Озера и Октябрьского. В реальности действующая лесовозка с Октябрьского проходит на пару километров западнее. Мимо нас пару раз промчались лихие парни на квадроциклах, а утром повстречался абориген, предрекший нам множество завалов.

2 мая

Как уже не раз оказывалось, завал в представлении местного не есть завал для байдарочника. По крайней мере, в паводок. Первые километров пять Сойда течет в довольно высоких берегах с сугробами по пояс. Препятствия имеют место быть в виде расчесок и прижимов к бревнам. Малоопытный экипаж из Олега и Паши кильнулся за полчаса дважды. Потом речка успокоилась, и потерявших бдительность ребят чуть было не задавил УАЗик, переезжающий реку по затопленному мосту. Было это примерно посередине между Белым и Черным ручьями, и вскоре мы встали на стоянку, с трудом отыскав свободное от снега сухое место хотя бы для пары палаток. А еще вскоре после Белого ручья случился веселый порожек. Ориентиром его служит остров, впрочем, на слух порог тоже опознается. В последнем сливе валами меня чуть не выкинуло из лодки, ну а выносит из порога аккурат на лежащее поперек реки бревно. В нашем случае оно торчало сантиметров на 20 над водой, будь же уровень чуть ниже, покилялись бы все на раз, а так лихо перелетели на скорости.

3 мая

Во второй день Сойда, в основном, петляла по затопленному лесу, иногда можно было срезать или обплывать завалы между елками. Обносить приходилось раз пять за день, преимущественно мосты лесовозок, которых здесь в избытке. Вообще местность в округе напрочь вырублена, но, путешествуя по реке, этого не замечаешь благодаря 300-метровой водоохранной зоне. Солнце грело хорошо, и в обед я открыл сезон добровольных купаний. Ближе к вечеру стали встречаться порожки, в которых по такой воде главное - держать Щуку носом вперед. На одном из них Григорич вывалился из лодки, но, по словам очевидцев, лихим ковбойским движением запрыгнул обратно прямо на ходу, закинув еще при этом упавшую с кормы герму.

4 мая

На третий день порогов уже не было, были опять обносы мостов и один интересный участок сплошной текухи с небольшими валами, когда мы за 20 минут пролетели 5 км. К вечеру мы ликвидировали отставание от графика и встали в прекрасном и уникальном месте за пару километров до Кемского озера. Уникально оно тем, что 5 километров до него встать негде, а ниже до самого озера тоже все берега затоплены.

5 мая

На четвертый день нас ждали довольно мелкое Кемское озеро, пара полужилых деревень на левом берегу сразу после него (на правом берегу вроде бы все нежилое ввиду отсутствия моста), спокойная, но с хорошим течением река Кема и кардинальная ломка погоды. После обеда стоявшая все это время сухая солнечная погода сменилась шедшим до самой ночи дождем. Мы как раз добрались до места переброски на Индоманку - километров 10 не доплыв до Мирного. Лесовозка здесь проходит почти вдоль реки, на завтра запланирован пеший или моторизированный марш-бросок длиной в 12 км.

6 мая

Утром дождь обернулся снегом, причем сыпал он с переменным успехом весь день, сопровождаясь ледяным ветром. Акклиматизация далась непросто: еще вчера мы загорали и купались, сегодня ходим в шапках и перчатках. Хорошо, что сегодня плавать не запланировано, пугает одна только мысль об этом. Неспешно отзавтракав, мы с Григоричем отправились в Мирный за УАЗиком - решили, что пешком идти нам лень, к тому же пришлось бы в две ходки, учитывая наличие двух женщин. УАЗик нашелся, только мы отошли пять минут от лагеря. Но везти ему нас некогда, однако, довозит он нас до карьера, где загружаются Кразы и Камазы. В один из них загрузились и мы прямо поверх песка. Прибыв на Индоманку, мы поняли, что все же придется поплавать - ночевать у моста абсолютно негде. Решили доплыть до первой же стоянки, но пригрелись в лодках и прошли аж 10 км - благо река совершенно спокойная и не заваленная. А снег - не дождь, отряхнулся и гребешь дальше.

7 мая

Как оно всегда и бывает, вечером с трудом нашли более-менее сухой и ровный бережок, а с утра начались прекрасные места для стоянок - берега стали более высокими и открытыми. Температура поднялась выше нуля, но вряд ли выше 10 градусов, но после вчерашнего это уже большой прогресс.

Утром случился небольшой и единственный (не считая двух разрушенных мостов ближе к Октябрьскому) обнос. Потом Григоричу с Пашей удалось повидать медведя, а нам со Светой - пару зайцев. За одним из них я даже припустил в лес, но, конечно, безуспешно. Обедали мы в устье Котицы, вскоре проплыли мост трассы Прокшино - Каргополь. За полчаса, что мы там гуляли, никто по этой грунтовке не проехал. Стало ясно, что ничто не мешает завтра случиться запланированной дневке, поэтому выбираем место покраше. Вроде бы, нам это удалось.

8 мая

На дневке я устроил тир, достреляв боеприпасы. После вчерашней безуспешной пальбы по уткам закралось подозрение о кривизне ружья, однако, дело оказалось, конечно, в кривых руках. А вечером на нас свалились тяготы и лишения в виде блинов со сгущенкой.

9 мая

В предпоследний день мы плыли не спеша - километров осталось немного. До первого разрушенного моста Индоманка течет, в основном, в открытых берегах. После - снова обступают леса. Первых рыбачащих аборигенов мы встретили сразу после моста, вторых - уже встав на стоянку километров за 5 до второго моста. Великий праздник Победы мы отмечали консервированным хлебом 1986-го года выпуска из бундеспайка и настоянным на смородиновых бруньках спиртом. Сей напиток чрезвычайно вкусен, а, главное, настаивается буквально за полдня.

10 мая

В последний ходовой день мы также неспешно проследовали второй разрушенный мост, несколько деревень, в последней и самой большой из них - Ивановской - посетили магазин. Тут даже имели место небольшие перекатики, первые на Индоманке. Проплыв под мостом новой трассы Вологда - Вытегра, через 500 метров за поворотом встали на левом берегу на последнюю ночевку. Место удачно тем, что с дороги совсем не видно, но к мосту ведет хорошая тропинка. Из связи здесь работает только Мегафон, да и то неуверенно. Тем не менее, контрольный звонок в Вологду я сделал. Завтра в полдень за нами приедет заранее оплаченная по безналу Газель. За 230 км до Вологды с нас взяли всего 3700 (8 рублей за километр).

11 мая

На прощанье я не преминул искупаться в Индоманке, благо и погода начала разгуливаться. В Вологде мы были уже в 15 часов, питерский поезд в 19, а московский в 21. Таким образом, мы успели не только прогуляться по городу, но и отобедать в очень приятном ресторанчике под названием Сайгон.



наверх