НЕСПОРТИВНЫЕ

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ

Северная - 2011

Автор: Олег Потанцев
Красноярский край, 24 июля - 19 августа 2011 г.

Участники похода

Дневник похода с фотографиями

Идея этого похода была подсказана Мариной в 2009г на Виви. Она тогда сказала, мол жить 3 недели на дальнем озере в Путоранах не очень то интересно, у тебя же теперь есть лодка! И действительно, за месяц можно пройти 1000км маршрут по воде. А если посмотреть на оз. Агата, то нельзя не заметить его стратегического положения. С Агаты можно попасть на:

1. Виви - сделано в 2009г
  2. Тембенчи - цель похода
  3. Северная - сделано в 2010г
  4. Тутончана
  5. наверное, даже Ерачимо

Т. к. мы теперь знаем как попасть на Агату, то вариант с Тембенчи напрашивался сам собой. Информации в Сети по Тембенчи мало, а фотографий не было вообще - то, что нужно!

24 июля

Как всегда. Думаешь, что впереди весь день, а оказывается, что нет и 2х часов. Думаешь, что рюкзак весит 20, а оказывается 27 кг. Думаешь, что в Пулково что-то поменялось кроме цвета стен, однако нет - как был бардак, так и остался. Однако все было вознаграждено шикарными видами на вечерний город (надо садится в самолёте слева). Я даже, кажется, разглядел свой дом. Буквально через 10 минут полёта жизнь внизу исчезла - сплошной лес и облака.

25 июля

Прилетели рано утром в Красноярск. Я пытался поспать до 11 часов в лесу за аэропортом, однако налетела туча комаров. От Емельянова в город ходят в основном 2 автобуса: 501 и 501А. Тот, который с "А" - это экспресс, он заходит на жд вокзал, а второй - не заходит. Конечная обоих автобусов автовокзал. От жд вокзала до автовокзала ходит 81 автобус. Стоимость проезда 13р (2011г). Я встретил Андрея приехавшего поездом и мы пошли пить пиво на набережную. Народа практически не было, тк понедельник. Заказали шашлык и свиные рёбрышки, пива кроме Балтики нет, всё обошлось в 1000р. После поехали в Черемшанку (она сгорела в 2012г), здание оказалось закрыто. Оказывается на ночь там закрывают, но Андрей попросил полиционера нас пустить переночевать и он открыл дверь. Мы очень странно смотрелись одни в огромном, абсолютно пустом зале.

26 июля

Всего груза на двоих было 90кг, заплатили 3тр за перевес при цене 70р. за кг. Наш заброщик Виктор встретил нас в аэропорту и довёз да воды. В посёлке мы закупились всем необходимым (в Светлогорске всё есть, потратили 2400р). В Красноярске меня заставили сдать топор как огнестрельное оружие (первый раз в моей практике)! По прилёту я конечно же забыл его забрать, тк это не типовая для меня операция. Оказалось, что начальник охраны аэропорта приятель Виктора и мы очень удивились увидев его с топором на причале когда мы собирались уже отплывать. Всё было оч. цивильно, местные выпивали умеренно- какой контраст по сравнению с прошлым годом! Ночью были уже на базе Виктора.

27 июля

Андрей встал раньше всех и сам пересыпал все крупы без моего участия. Виктор довёз нас до места, расплатились (23тр) и мы остались сами по себе. Сделали 2 ходки по тундре, ягод - море. Свалили всё на берегу Эндэ, получилась целая гора барахла. С трудом получилось загрузить всё в лодку. Оказалось, что Андрей взял с собой 2 лишних гермы и парус (!). Вышли поздно в 17ч, не дошли до первого водопада как оказалось 1.5 часа. Идёт сильный дождь. Стали натягивать тент, оказалось, что натянули ровно на том месте, где должна стоять палатка. Получилась странная конструкция - палатка под тентом. Случились первые хариусы.

28 июля

Андрей, как обычно встал раньше. Дошли до водопада, обнесли его по левой стороне за 2.5 ходки. По левой обходить оказалось проще, чем по правой, как мы делали в 2009г из-за отвесных скал. После водопада характер реки поменялся, теперь это не сплошной перекат - попадаются и плёсы. Встали на высоком левом берегу над одним из таких плёсов. Закоптили рыбу, 20 минут много, надо 15.

29 июля

Дождь собирался утром пойти, но так и не пошёл. До обеда было несколько порогов, последний из которых был особенно красивый и мощьный. Пришлось обносить по левому берегу. После этого порога начались разливы. Можно даже плыть на вёслах против течения вполне комфортно. Дошли до Дюнмэна, там полно воды, почти как в 2010г. Сильный поток, в некоторых местах трудно идти. Встали на левом берегу в беломошнике. Макароны с майонезом, копчёная рыба и компот - отличное завершение рабочего дня! Интересно, дойдём завтра до Конгора?

30 июля

Хм, до Конгора не дошли, дошли до конца каменного поля, впереди разливы. День выдался тяжелым, таскали вещи и лодки через каньон и водопады. В начале каньона я поймал в естественной чаше 4х хариусов. У всех в спинных плавниках какие-то паразиты, похожи на червяков длинной в сантиметр-полтора. Внутри паразитов, вроде, небыло. Вечером вся рыба пошла на сугудай, тк начал портится лук - увы! В конце дня у нас с Андреем произошло некоторое недопонимание. Я хотел становиться лагерем прямо здесь, тк дальше болото, а Андрей хотел плыть дальше (не типично для него вечером). В результате я его уговорил пройтись вперёд посмотреть место в обмен на то, что я надую лодку. В конце-концов хорошая площадка нашлась всего в 20 метрах впереди, но мне всё же пришлось надуть лодку, хотя можно было бы и завтра.

31 июля

Казалось бы, вот оно озеро Конгор, однако воду в Дюнмэне внезапно выключили - спошные мели. Пол дня плыли вверх, упирались, боролись с течением, однако после обеда я тупо занялся обычной проводкой за рюкзак, а Андрей продирался через кусты по берегу. В протоку на озеро лодка не вмещалась, пришлось обносить аж в 3 ходки до озера. А там... Дальние горы буквально чёрные - гроза, но в конце-концов прошла стороной. Вечером Андрей снова поставил свою странную конструкцию - палатку под тентом.

1 августа

Сегодня сделали большое дело, точнее пол дела - перенесли вещи на Танюко. Погода была просто чудо. Главное был сильный ветер в лицо. Дошли за 3 часа до Танюко. Сначала надо идти на правые горы, потом на самую левую гору среди этих правых гор до гряды. Как только покажется второй ручей, переходить его не надо, надо идти вниз до реки. Везде сухо как ни странно, морошковое болото всасывает всё как губка. А морошка перезрела, уже желтая. В 18 часов были обратно на озере, делать нечего, начал собирать голубику, но потом оказалось, что сахар унесли на Танюко. Начал зашивать ботинки, надеясь успеть до дождя, и сломал 3 иглы - недаром они стоят 20р за пачку.

2 августа

Да уж... Всю ночь шёл дождь, появляться паузы стали в полдень, а в 15 перестал, чем мы воспользовались и понесли остаток вещей на Танюко. Через час показалось солнце - погода налаживается! Морошковые болота превратились в пропитанную водой губку. Ручей, через который вчера переходили не раскатывая сапог превратился в полноводную реку. Андрею пришлось снималь свои короткие сапожки и переходить без штанов. Дошли до Танюко - ба, наши шмотки лежат в воде, бутылка с макаронами плавает в луже. Хорошо ещё, что ничего не унесло. Танюко превратилась в настоящую реку, как попасть на тот берег? Пришлось кому-то стать героем и перейти-переплыть Танюко. Героем стал я. Надули лодку, запихнули мокрые вещи и поплыли вниз искать место с дровами. Оно нашлось сразу за первым порогом с метровым перепадом.

3 августа

Сегодня была на удивление хорошая погода, даже пару раз выходило солнце. Вода в Танюко немного упала, но всё равно больше чем в 2010г. До первой стиральной доски прошли все препятствия самосплавом, перед самой стиральной доской я вышел, Андрей сплавлялся, а я его ловил. Последний раз не поймал, но Андрей успел выпрыгнуть перед теми самыми двумя камнями, в которые мы влетели в 2010 году. Дальше был обнос за 2.5 раза и вторая стиральная доска где-то через 30мин - 1час после первой. Прошли сплавом, постоянно натыкаясь на камни и хорошо черпанув бортом. С обеда начал собираться дождь, но так и не пошел. Вечером на небе развернулась настоящая битва, разноцветные облака в 3 слоя, кусочек солнца, полосы дождя на фоне чёрных туч, синие горы и неестественно зелёная трава на берегу. До пол девятого доплыли аж до коренного берега на оз. Северное. Видели медведя, он сразу убежал в лес. Теперь вот надо жечь защитный костёр...

4 августа

Вышли в 10.30 - это пока рекорд. По дороге на Орон на воблер поймали толстого окуня, которого на Ороне и сварили. На обеде произошёл первый эпизод недопонимания. Я стал резать рыбу в маленький котелок, а Андрей поставил на огонь воду в среднем. Я думал, что он поставил чай, а он оказалось кипятит воду для ухи, чтобы не терять времени. При попытке снять котелок с огня, я обжегся об раскалённую ручку, хоть брал и через два слоя перчатки. Ну да ладно, это ничего, вот дальше мы дошли до порогов Орона Андрей в неопрене, а я в сапогах. Сначала я почему-то направил лодку не к берегу, а к островку в русле. Андрей стал проводить лодку в средней струе, но почему-то не пошёл к берегу, где относительно спокойная вода, а пошёл вверх. В результате между ним и берегом образовалась мощьная струя. А мне что делать? Я ему орал, мол, ты куда, но он не слышал из-за шума порога. Я пошёл за ним. Глубина оказалось выше моих болотников. А потом Андрей внезапно повернул на 90 градусов и стал переходить эту струю. Его чуть не смыло, как оказалось потом у него из курти вымыло ДЭТу. Андрей остановился только на другом берегу и смотрит на меня. А я? А я остался посреди Орона в залитых болотниках по пояс в воде, со спиннингом в одной и веслом в другой руке. Блин, даже залитые болотники не закатать. Я ему ору: "Ну и что мне делать?". А он и сам, похоже, не знает... Сделал с трудом несколько шагов и швырнул ему спиннинг. Если бы меня смыло, то спиннинг я выбросил бы первым. Он его ели поймал чуть не нырнув в реку. Уж не знаю как я перешёл, сначала пытался опираться на весло, но потом сила потока оказалась такова, что весло просто не поставить не вдоль не поперёк. Последний метр был самым сложным, но ничего, всё обошлось. Я на него потом за это, за то что бросил меня посреди реки, дулся целый вечер. Дальше прошли вверх пороги за пол часа и - вот она, Агата! Переплыли на другую сторону в идеальном штиле и как-бы в компенсацию на другом берегу обнаружилась идеальная стоянка и, что особенно примечательно, отсутствует гнус, то есть вообще.

5 августа

Даже не верится, что мы столько прошли. Насколько вчера вечером была хорошая погода, настолько сегодня плохая. Весь день идёт дождь с небольшими паузами. В первой половине дня на озере был сильный ветер в лицо и косая волна. Упирались несколько часов. Вечером закрываешь глаза и видишь эти бесконечные валы и пытаешься от них уварачиваться. С заходом в Ирбэкэн не угадали - слева сплошные мели. Надо плыть но центру, хотя, видимо, там всё меняется каждый год. Пол дня поднимались по петлям. Внизу плыли на вёслах, потом неспешно вели за верёвочку, а дальше после первых завалов классическая проводка за рюкзак. До Берёзовки осталось всего 4 км, а перевал весь в облаках.

6 августа

Мощьность облаков явно убавилась и дождь идёт теперь временами, но перевала не видать. Встали как-то вяло, Андрей озвучил общее настроение: "Ну что, поворачиваем обратно?". И действительно, погоды всё нет. В конце концов договорились дойти до Берёзовки, благо осталось всего 4км, а там видно будет. Эти 4 км мы шли 3.5 ходовых часа. Вода несёт, местами берега подмыты и торчат кусты. Приходилось их отпиливать чтобы провести лодку вперёд. Отпиливали даже брёвна, тк на береговой обрыв вещи выгрузить тяжело, а течение так и норовит вырвать лодку из рук. Пожалуй, это была самая тяжёлая проводка в моей истории. Андрей это называет "упираться рогом". Пороги становятся всё мощьнее, некоторые приходилось обносить, тк лодку просто заливает струёй, хотя там и глубина всего поколено. Так или иначе - мы на Берёзовке. Завтра решим идём или нет на перевал.

7 августа

Н-да... На Тембенчи мы не пошли - погоды всё нет, всё также идёт дождь, всё также горы закрыты. Зато пошли на разведку. Шли от впадения Берёзовки лесом. Там замечательно ровная площадка, покрытая давно горелым лесом. Ближе к горам появляются кусты и болота. На первую полку забрались без помех по оленьей тропе, которая идёт параллельно Берёзовке слева. С тропы лучше не сходить, тк либо кусты либо бурелом. Тропа, похоже, так и идёт на перевал. Пыталисть влоб залезть повыше, но там постоянно натыкаешься на бурелом и кусты. Короче, надо идти оленьей тропой, олени не дураки, ноги ломать себе не будут. Пришли с разведки, нагрузили лодку и пошли вниз. Эх, как хорошо идти вниз! То, что вверх проводили целый день, проплыли вниз за 3 часа. Заночевали на Агате на краю километрового пляжа.

8 августа

Встали вяло и поздно - спешить никуда не надо. Погода пока относительно хорошая, но затягивает. Пока нет дождя поклеил лодку, после Ирбэкэна наложил 3 заплаты, остальное замазал клеем. Вышли в пол первого, через час начался дождь, кот. без перерывов идёт до сих пор (23.00). Шли правым берегом Агаты, берег плохой, заболоченный. Где-то там и попалась на дорожку щука на 5 кг. На обеде её разделали, сварили уху и часть пожарили. Дошли до Орона уже под вечер. Надо бы спуститься, но видимость из-за дождя ограниченна и ветер в лицо. Решили не рисковать и остались на Агате ночевать. Место так себе, всё сырое, но много крупной голубики. Сварили компот и с трудом пожарили оставшуюся рыбу. К ночи дождь ещё усилился, поэтому ужинать пришлось в палатке.

9 августа

Дождь прекратился в 4 утра, когда я вылез проверить лодку. Однако утром вместо дождя включили мелкую водяную пыль. Мы встали, натянули мокрую одежду и вышли в 11. Прошли Орон без проишествий, тк. воды много и все прибрежные камни залиты. Только лишь в самом конце на последнем сливе несильно чирканули камень. На Северном опять пошёл дождь, обложено со всех сторон. Гор как-бы нет, только белое молоко кругом. На обед встали пораньше, развели большой костёр и первым делом хорошенько согрелись и обсохли. Поплыли дальше, однако внезапно начался встречный ветер. Дошли до мыса на повороте озера и оказалось, что дальше не пройти - сильный встречный ветер и волна. Встали на мысу в 17.00 и стали ждать затишья, но так и не дождались. Ночью ветер стал дуть, конечно, слабее, но всё-равно идти трудно, да и зачем? Торопиться теперь некуда...

10 августа

Утром вышли в 11. Ветер теперь дует в противоположную сторону, те. он теперь как-бы попутный. Без проишествий дошли левым берегом почти до истока Северной, там и отобедали. Погода - просто чудо, голубое небо и солнце. Правда только над нами, тк. над Агатой всё черным-черно и эта чернота смещается постепенно в сторону Эпекли. Перед нами тоже гроза, но и она ушла куда-то вбок. Вот так лавируя между грозами зашли в Северную. В самых верховьях она не интересна, тк. ели течёт в разливах. Однако на первом же сливе были вытащены 2 жирных хариуса и ещё 3 штуки сорвалось. Лагерем встали в странном месте. Кругом болото, из лодки выходишь и сразу проваливаешься в грязь, но костёр и палатка стоят в беломошнике. Там также обнаружился почти вросший в землю старый латунный чайник. Андрею он так понравился, что он забрал его с собой.

11 августа

С утра прошли пару сливов, течение сильное, ощущается даже на плёсах. Погода замечательная, но как показывает практика, это не на долго. И действительно, в час дня внезапно пошёл настоящий ливень, мы даже грести перестали. Потом ещё один и наконец третий когда мы остановились в 8 км от Чеслава на обед. Сделали уху из пойманного накануне на блесну сига и ели её под сильным дождём, одновременно защищая костёр. У Чеслава никого, даже следов нет. Всё оказалось в несколько большем запустении, чем в прошлом году, однако видно, что крыльцо бани кто-то пытался залатать на скорую руку. Сама баня вполне себе работает, правда дрова далеко да и печка местами прогорела и дымит. Заночевали в замечательном гостевом доме.

12 августа

Собрались неспешно у Чеслава. Погода пока хорошая, с чеславовской горки видны дальние дали. Андрей перемотал леску на своём спиннинге, как оказалось в дальнейшем, зря. Проплывая левый приток, мне вдруг нестерпимо захотелось кинуть спиннинг прямо с лодки. При попытке первого же заброса, моя блесна цепляется за андреевский спиннинг и выдёргивает его из-под рюкзака. Тот отлетает на 2 метра, плюхается в воду и стремительно тонет. У моего отламывается хлыст, но спиннинг всё ещё рабочий. Так что было 2 спиннинга, а осталось 0.75. Андрей на обеде на этот обрубок зачем-то поймал пятого хариуса. Пока обедали, над нами пачками пролетали самолёты. Была ещё также и гроза с громом и молниями. Лагерем встали на речке с армянским названием Анадякан. Только успели съесть рыбу, как пошёл дождь.

13 августа

С утра над нами на огромной скорости проносились страшные тучи, но в дождь они так и не превратились. Более того, через 2 часа тучи рассосались и показалось солнце, которое нас так и сопровождало весь день. Это был первый день похода вообще без дождя. Коса, на которой мы стояли, вся истоптанна. Такое впечатление, что здесь несколько дней стояла группа из человек 20. Это первые следы людей в этом походе. Вышли в 11, примерно через 2 часа прошли порог, который скорей шивера из-за обилия воды. Ну а дальше пошли разливы и довольно однообразная гребля долгими часами. Прошли поворот реки на запад и стали лагерем у устья Мал. Ирбэкликэна. Место не очень - берег хоть и высокий, но кругом земля и какая-то липкая грязь. В лесу неподалёку обнаружился молодой кедр, который поначалу был принят за пихту.

14 августа

С утра были знатные туманы. Выходишь из палатки как в молоко, противоположного берега реки не видно совершенно. Через час туман исчез окончательно оставив солнце. Сначало казалось, что день копия предыдущего, однако потом налетели облака и задул сильный встресный ветер. Идти под берегом не сильно помогает, к тому же река течёт в разливах и скорость течения минимальна. На горизонте появились горы и с каждым часом становились всё кучнее. Под вечер дошли до Турукэ и дальше до начала трубы. Андрей стал кидать наш полуспиннинг, а я пошёл гулять и в процессе прогулки стало ясно, что лучше остановиться здесь, чем лезть в каньон. Так и сделали, благо Андрей поймал толстенного сига на блесну. Завтра нам предстоят основные пороги Северной.

15 августа

До Большого порога были пара-тройка неплохох сливов. Подошли правым берегом под самый порог, благо знаем куда плыть. Порог не узнать! Воды гораздо больше чем в прошлом году, если в прошлом году была отчётливая ступенька поперёк реки, то теперь сплошная колбаса. Под порогом стоят два Хиуса с рыбаками из Новокузнейка. Говорят, что Хиусы спокойно проходят порог и поднимаются аж до озера, но 20л бензина в час - это слишком. У рыбаков база в устье Дэлиндэ за 5 км от Косого порога. Приглашали в баню, завтра будет видно. Колбасу за порогом нам почему-то рекомендовали проходить слева, а не справа, хотя там вроде меньше камней. Но мы медленно просочились вдоль левого берега и камней. После первой колбасы река слегка расширяется перед поворотом почти на 180. В поворот входили максимально левее, то есть близко к скале и улову под ней. После скалы держались ближе к центру где сильное течение без камней и небольшие валы. Пару раз хлестануло вот и всё. Второй отмеченный на карте порог проходили похожим образом максимальео левее, далее по центру, а потом опять максимально левее. Прошли мимо пафосной дачи Газпрома. Рыбаки нам сказали, что на даче сидят два мужика и у них нет курева, а мы всю Приму и Беломор оставили у Чеслава, поэтому останавливаться не стали.

16 августа

Встали как обычно, через некоторое время появилась холёная собака с дачи, пыталась ненавязчиво выпрашивать еду. Она совершенно не осознавала своего счастья работать на национальное достояние в виде Газпрома. Вышли в 11, прошли острова в разливах, река течёт резво. Потом была колбаса после левого поворота, сначала шли возле левого берега, дальше смещались ближе к центру, но не успели и влетели в здоровенные валы. На будущее надо идти по центру. Обедали на камнях, я там пытался вытащить кого-то большого, но сорвалось. Дальше шли в расчёте встать в устье Дэлиндэ на базе рыбаков. Хиус обогнал нас буквально за 500м до базы. Пообщались с местным боссом, Александром Михайловичем, обменялись телефонами. Он утверждает, что лучшая река по хариусу - это Дэлиндэ.

17 августа

Андрей оставил свои визитки этим рыболовам и в 9 часов мы были уже на воде - рекорд. За час дошли до Косого порога, который выглядит как-то подругому сравнивая с прошлым годом из-за обилия воды. Если раньше струя поворачивая ударялась в камни посередине реки, то теперь камни целиком под водой и струя прямо над ними. Теперь в середине реки вода просто кипит, туда лучше не соваться. Мы просочились вдоль берега, но последний слив пришлось всё равно обнести. Последние 10км реки - это сплошной перекат. Только воды в Тунгуске оказалось больше и последний остров затопило. В обед пошел дождь, так под дождём и дошли до р. Хребтовая, где стоит изба Степана и Николая. Андрей попросился к ним и они согласились. Пока хозяева проверяли сетки и мотались в Туруханск, мы готовили картошку с тушёнкой и салат. Хозяева вернулись не одни, а с двумя братьями, которые долгое время не виделись, тк. один живёт в Москве, а второй в Туруханске. Они до глубокой ночи устраивали шоу и болтали без умолку.

18 августа

Я открыл глаза в 6.46. В это время Андрей уже ставил чайник. Хозяева ушли пилить путик вверх по Хребтовой, а гости остались спать. Мы же вышли в 8 часов, когда над рекой ещё висели утренние туманы. Вода имеет странный красноватый оттенок видимо из-за дождей. Однообразие сплава по крупной реке разбавлялось шикарными видами на скалы. Встретили крупный лагерь геологов (или кто они там такие) на правом берегу с многочисленными палатками и лодками. Обедали несколько ниже, сделали глинтвейн из последней бутылки итальянского вина, купленного в Порденонской Даллаве. У Андрея сегодна день рождения. В Туруханске были примерно в 18.00. Тариф на Красноярск 8400р, а с Красноярска до Питера 11300р. Хотели было плыть в Дудинку пароходом, но он будет только через 2 дня, а потом ещё и плыть целый день.

19 августа

Удивительно, но сегодня открыв глаза на берегу в Туруханске, я увидел те же 6.46. Может мне так и нужно вставать каждый день? Пока я ходил брать билеты, Андрей договорился с какими-то мужиками чтобы они подвезли нас до аэропорта в обмен на ненужные вещи. В аэропорту встретились со старыми знакомыми с Хиусов. Они умудрились где-то в Туруханске достать живое разливное пиво. Оказавшись в Черемшанке, Андрей сразу уехал в город на поезд, а я так и не дождавшись автобуса, пошёл пешком в Емельяново, тк. там всего 2.5км. На середине остановился таксист и предложил подвезти за 200р оставшийся километр (ха! нашёл дурака). Полетел из Красноярска в Москву за 9тр, там успел сесть на последний аэроэкспресс, а потом, ели успев в метро, и на поезд до Питера. Поезд странный - сидячие вагоны, в пути 12 часов (половину из которых он простоял пропуская всякие Сапсаны) и приходит на Ладожский вокзал.

Tips
  1. Надо что-то придумать с мокрой задницей в лодке. Может двойная сидушка?
  2. Плащ должен быть из мембранной ткани
  3. Для команды из 2х человек полезность тента под вопросом
  4. Не позволять Водню брать большой топор - пользы не стало больше, а веса больше в 2 раза
  5. Надо брать отдельный пакет или минигерму под тент от палатки
  6. Нужно тщательно проверять Водня на наличие всяких бесполезных вещей вроде паруса, но как?
  7. Нет смысла брать с собой дорогие спиннинги - всё равно поломаются
  8. На северах надо рассчитывать как на холод, так и на жару (а также на дождь, снег, град итд)
  9. Штатив для камеры ставить обычно лень, поэтому нужен хороший антишейк. Может монопод поможет?