| |||||||||
|
Алакит-Оленек-2006Якутия, 5 июля - 3 августа 2006 года
Участники похода
Общая информация, впечатления и комментарииСкажу сразу, что этот поход однозначно и единогласно, и мной и Лехой, признан как самый интересный из всех, что у нас пока были. Для меня он ценен уже тем, что это первый маршрут, не считая походов выходного дня, придуманный мной в результате созерцания карты и разработанный без помощи каких-либо отчетов и лоций - на тот момент в сети их просто не было. Ну, разве что очерк Сергея Карпухина, полезной информации в котором минимум, да и та только по Оленьку. Про Алакит - тишина. Понравилось нам в этот раз почти все:
Конечно, были и проблемы, но большинство из них мы создали себе сами, но об этом чуть позже. Идея маршрута родилась очень просто. Всю зиму-весну 2006 года я при помощи форума "Скиталец" занимался организацией группы для совместной вертолетной заброски на Анабарское плато в верховья реки Котуйкан. Причем в декабре месяце желающих было аж на два вертолета. Умные люди говорили, что к лету количество попутчиков радикально сократится, да я и сам понимал это. Поэтому искал запасной вариант маршрута без дорогущей заброски вертолетом, по которому можно было бы пойти даже вдвоем. Однажды мой взгляд скользил по 25-километровке Красноярского края к юго-востоку от Анабарского плато и наткнулся на соблазнительную связку речек Алакит-Оленек. При этом я уже знал о наличии регулярного авиасообщения между Москвой и Полярным, Полярным и Оленьком. В наше время разузнать расписания и состыковать рейсы - дело техники, доехать из Полярного в Айхал по грунтовке - тоже не проблема. Оставались вопросы по досягаемости поселка Алакит. Но тут на выручку чудесно пришло случайное знакомство через Интернет с туристом-водником из Айхала. Выяснилось, что до Алакита можно доехать на "танке", а сам одноименный поселок давно уже нежилой. Более того, стало известно о факте прохождения маршрута одним из местных геологов, причем "соло" и на надувной лодке. Два вертолета попутчиков плавно рассосались уже к маю месяцу, таким образом, запасной вариант стал основным, о чем нисколько не жалею. Маршрут включает в себя 185 км сплава по Алакиту и 365 км по Оленьку. Идти можно на любых судах, только нужно учитывать, что в малую воду на Алаките прохождение перекатов затруднительно для каркасников. Заброска и выброска насколько просты, настолько и недешевы. Из Москвы в Полярный и обратно летает "тушка" а/к "АЛРОСА" (12000 р. в один конец). А из Оленька в Полярный по вторникам - АН-24 той же а/к за 3000 р. (полный маршрут рейса: Саскылах - Оленек - Полярный - Мирный). Таким образом, 1000 $ с человека уходит только на авиа перелеты. На данный момент это расписание соответствует истине, тарифы же можно узнавать, например, в avantix.ru. До Айхала 70 км по грунтовке можно проехать на автобусе (по идее, должен подъезжать к рейсу) или на такси (1500 р, если не попутка). В Айхале можно закупить все, ну или почти все продукты. Цены в 1,5 раза выше московских. Могу ошибаться, но гостиница здесь вроде бы ведомственная, т.е. просто с улицы в нее не поселят. Однако, кругом тайга - поставил палатку и живи себе, корми комаров. Осталось найти вездеход, проехать на нем 70 км (примерно 6 часов), и вы в начале маршрута у заброшенного п. Алакит. К сожалению, я не могу по ряду причин поделиться какой-либо конкретной информацией или контактами. Извините. Из села Оленек летом 2006 года были еще регулярные рейсы в Якутск по средам и пятницам, но так выбираться существенно дороже. Но, обратите внимание! Сейчас, в феврале 2007-го, система polets.ru выдает только один рейс на Якутск и ни одного на Полярный! Еще из Оленька можно улететь попутным вертолетом в Полярный или Айхал, но это уж как повезет… Интересно, что впервые я взял отпуск не с понедельника, а с четверга - это связано с расписанием рейсов - так удалось выкроить больше всего полезного времени, улетев в среду вечером, а вернувшись в четверг утром, спустя 4 недели. В принципе, можно уложиться и в 3 недели отпуска, но едва ли путешествие в таком плотном графике доставит удовольствие. Если только с моторчиком?.. В итоге, бюджет похода составляет 1500-2000 $ на человека. Можно ли сэкономить? Существенно - только, если у вас пара вагонов свободного времени. Тогда езжайте до Усть-Кута на поезде или авто, далее на барже до Ленска (ее еще дождаться надо), далее 1200 км по грунтовке до Айхала. У нас Леха до последнего намеревался возвращаться таким способом, но все ж одумался. Хотя местные иногда ездят в Москву на машине - занимает около 10 дней в один конец. А теперь об обещанных проблемах, объективных и не очень. Вдвоем, конечно, ходить лучше, чем впятером или вшестером, но еще лучше иметь группу из 3-4 человек. Поэтому мы были не против одного-двух попутчиков. Осенью 2005-го на "Скитальце" появился некий Greg_UA, украинец, живущий в Польше, активно интересовавшийся возможностью сплава по таким нетривиальным речкам как Индигирка и Омолон. При этом он рассказывал о прошлогоднем одиночном походе на Путоранах. Весной же я с удивлением встретил его снова на форуме с не имеющим ответа вопросом о маршруте в Карелии на 3-4 недели и 500 км без населенки. Связавшись с Грегом по почте, предложил присоединиться к нам, на что получил ответ, что Оленек - это его мечта, только он не представлял, что можно уложиться за месяц. Сперва с ним даже собирался идти друг из Германии, но передумал. Грег же согласился без колебаний. Впредь я буду гораздо тщательнее относиться к выбору попутчиков, хотя никаких конфликтов на маршруте у нас не произошло, и закончилось все хорошо. Благо мы теоретически не исключали возможность разделения и подспудно были к этому готовы. В общем, с Грегом мы расстались на десятый день путешествия, подробности - в дневнике. Следующую проблему мы создали себе сами, хотя неизвестно, как бы сложилось все, если б не написал я следующее письмо. Зачем я его написал? Во-первых, по совету айхальского знакомого. Во-вторых, по совету товарища (anabar.ru), несколько лет назад проследовавшего на Анабарское плато через Саскылах. Тогда в ответ на подобное письмо в адрес администрации Саскылаха они получили приглашение на бланке этой самой администрации, которым отмахивались от ментов, когда те проявляли повышенный интерес. В-третьих, слухи о частых придирках на местах со стороны якутских властей поступали с различных сторон. Наиболее часто ситуация по прибытию нас в Оленек обрисовывалась следующим образом: "засадят в камеру на денек-другой, нервы помотают, потом выпустят, конечно, но следующий самолет только через неделю…". К тому же наличие в группе иностранца (пусть и украинца), подталкивало к принятию всех возможных предварительных мер безопасности. Но вместо приглашения через пару недель мы получили счет на 32 тысячи рублей за "согласование пребывания на территории МР "Оленекский эвенкийский национальный район"! Круто?! Оплачивать мы его, конечно, не собирались, но от дальнейших контактов с администрацией Оленька отказались, и неприятный осадок остался - ничто не гарантировало, что попытки вымогательства не продолжатся по прибытии в Оленек. Даже ФСБ Якутии (677000 Республика САХА, г.Якутск, ул.Дзержинского, д.6, тел. доверия (4112) 420-707 круглосуточно), куда я позвонил, и мне сообщили, что на территории Мирнинского и Оленекских улусов нет закрытых для посещения территорий. В итоге, несколько копий этого счета мы взяли с собой, а я оставил сотрудникам поручение отправить в качестве компромата этот счет на адрес ФСБ Якутии, если не вернусь в срок. Но и это еще не все. Выяснилось, что наш маршрут проходит через ООПТ (особо охраняемую природную территорию) Алакит. Точнее, это я узнал потом, а сперва мне дали телефон какой-то "Экологии" в Оленьке, куда следует позвонить и выписать пропуск в эту особую территорию. По этому телефону тетя "типа чукча" ответила, что "…есть, есть запретная зона, а где?.. так, это, где начальника скажет, там и запретная, однако… а начальника будет завтра…" После этого разговора и выставления счета я прекратил всякие звонки в Оленек. Но начал звонить в Якутск, так как нашел официальную информацию об ООПТ. Я просто хотел узнать правила посещения этих ООПТ, и оформить какой-то пропуск, если это нужно. Но в Министерстве Охраны Природы Якутии мне тоже ничего внятного не сказали: каждая ООПТ сама устанавливает порядок посещения. Но у меня уже был спортивный интерес добыть хоть какую-то бумажку, и я ее добыл. Правда, ложка дегтя присутствовала и в ней - необходимость обязательной регистрации у инспектора ООПТ. А он то находится в Оленьке! Поэтому сей документ ни разу так и не был предъявлен, хотя случаи подходящие были. Еще была тема купить "лицензии на рыбу", так как рассказывали о случаях штрафования за отсутствие оной на приличную сумму. Но она как-то не получила развития. Ну и, наконец, последняя проблемка - с обратными билетами на рейс Оленек-Полярный. Продавать их начинают только за 2 недели до рейса, что нас, конечно, не устраивало. Однако, этот вопрос решился на удивление просто. Ну как просто… Несколько звонков в Мирный в 3 часа ночи, пара факсов… В результате, отправив на адрес a_01mir@tch.ru следующее письмо, я получил положительный ответ. В Айхале выкупили билеты без проблем. Резюме мое таково: все телодвижения по добыче бумажек были излишними, за исключением выкупа авиабилетов. С якутами в Оленьке можно разобраться на месте. Хотя, быть может, нам и повезло. Однако, не стоит забывать, что документы начинают проверять еще при выходе из а/п Полярный. Нас встречали - поэтому проблем не было… Спасибо за внимание. Читайте дневник. |