НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ

Охотское море - 2020

Хабаровский край, 1 августа - 29 августа 2020 г.


Участники похода


Дневник похода с фотографиями


Так что ж вы ботик потопили, гады?
Ю. Визбор Г. Сукачёв


Наш первый поход по Охотскому морю состоялся в 2017 году. Перед началом нам казалось, что будет довольно просто от бухты Рейнеке вдоль берега дойти до Шантар, побывать на островах и финишировать в Чумикане. Тогда планировалось пройти порядка 800 км на 5 метровом катамаране от Вольного Ветра с 3.5 сильным четырёхтактным мотором. Однако довольно быстро выяснилось, что на Картофелене весьма некомфортно перемещаться по морю, поскольку из-за постоянной волны, низкой посадки и отсутствия палубы целый день сидишь мокрым. А сидеть приходилось много из-за скорости, даже в полный штиль не превышавшей 9-10 км\ч. В общем после очередного шторма, который мы пережидали в Ульбанском заливе, стало ясно, что добираться до Чумикана на таком плавсредстве не совсем благоразумно, а поскольку мы не любим напрасный риск, решено было возвращаться обратно. Конечно было обидно возвращаться, однако мы возвращались с приобретённым опытом, ясным представлением о необходимом плавсредстве и твёрдым желанием вернуться.

За 3 последующих года мы как следует материально подготовились: заказали 6.5 метровые баллоны обтекаемой формы, купили на японском аукционе 8 сильный мотор с огромным винтом и разработали конструкцию твёрдой палубы из доступных в магазине пиломатериалов. Также поменялись основные цели - сами Шантары нас перестали привлекать, поскольку, судя по рассказам, там полно толстопузиков, то есть клиентов платных туров. Да и красоты Шантар тоже изрядно поблекли, поскольку, как выяснилось, в их окрестностях немало совершенно диких мест не уступающих по красоте этим островам. И ещё, вместо постоянного преодоления трудностей, хотелось устроить матрасный поход с рыбалкой, баней, икрой ложками, видами, крабами и передвижением в относительном комфорте вдоль берега подальше от местных и туристов. То есть взять побольше спирта, баню и отдохнуть как следует в живописном безлюдье. Однако вирус внёс свои коррективы.

Изначально мы хотели стартовать в Перовском, а финишировать в заливе Николая. Оказывается есть дорога, по которой подготовленные машины (обычно HIACE) могут проехать от Хабаровска через территорию какого-то ГОКа и через старые золотые прииски аж до самого берега залива Николая. Они обычно довозят толстопузиков до воды, там их пересаживают на лодки и везут смотреть китов на мыс Врангеля. Несмотря на то, что машины стоят дорого, порядка 120 тысяч, в конце лета есть возможность на берегу поймать пустую, то есть машину, которая привезла народ, а увозить некого. В таком случае можно уехать в Хабаровск за 50-60 тысяч. Так и планировалось сделать, но из-за пандемии ГОК закрыл проезд по своей территории и перестал выдавать пропуска. Как нам сказали позже, ГОК всё таки пускал некоторые машины, но только с местной пропиской. Так или иначе пришлось менять планы, поскольку единственным местом, откуда нас могли бы гарантированно забрать, был посёлок Перовский. Можно было бы выброситься и с залива Рейнеке в Многовершинный, но это было бы дороже и не хотелось опять с Карасём связываться. В общем из-за вируса нам пришлось пройти лишних ~200 км возвращаясь в Перовский, а ведь эти 200 км можно было бы потратить на Ульбанский или Тугурский заливы...

За месяц до началы мы отправили грузом из Санкт-Петербурга пугающее количество вещей. Одних мест было 12 штук и веса больше 180 кг. Больше всего переживали за мотор, который нужно было завести на берегу Охотского моря после путешествия через всю страну. Но всё дошло, ничего не потерялось и не побилось, да и мотор как будто не заметил этот переезд. Логистическая цепочка была такой:

  1. Груз Санкт-Петербург - Хабаровск можно отправить до хабаровского грузового терминала любой крупной транспортной компанией типа Деловых линий. Мы отправляли компанией "Везунчик".
  2. Груз Хабаровск - Николаевск-на-Амуре можно отправить со специальным человеком. Он может сам забрать груз с терминала в Хабаровске и доставить его до адреса в Николаевске. Он также может сделать и наоборот, то есть забрать с адреса в Николаевске, довезти до Хабаровска и отправить на ваш адрес. Таким человеком для нас был Савченко Сергей Константинович +79143721880
  3. С Николаевска до моря мы ехали с Александром Ивановичем +79098093895 и с ним же выбирались обратно. Он также может довезти до Многовершинного.


1 августа - суббота

Ну вот, мы в Москве. Илюха обещался было встретить, но не смог. Что ж, поехали на Белорусский вокзал, оттуда идёт экспресс на Шереметьево. Оставили там шмотки в автоматических камерах хранения, т.к. теперь только такие - 400р за маленькую ячейку, в которую, тем не менее, отлично влез мой рюкзак. Стали думать куда идти. Оказалось, что от Белорусской ближе всего находится зоопарк. Дошли до заднего входа, купили билет за 800р (Москва однако!) и тут стал начинаться дождь. Пока смотрели на слона, дождь усилился и передвигаться без зонта стало неразумно, пришлось ждать, стоя под навесом какого-то кафе. Через пол часа наконец пошли, но многих животных в клетках просто нет - видимо они тоже не любят дождь. Тут позвонил Илюха и позвал в хинкальную, сказав, что сам в зоопарк не пойдёт. Народ пошёл к нему, а я быстренько сбегал через мостик на вторую половину. В общем день прошёл незаметно. Приехали на 2х этажном поезде в Шереметьево вместе с Илюхой. Как потом оказалось, он весь день носил в рюкзаке свой новый квадрокоптер, но не было возможности показать его в деле. Прощался он с нами посреди зала вылета стоя вместе с Воднем. Они выглядели, делали жесты, издавали громкие звуки и вообще вели себя как заправские алкоголики. Мне было удивительно, что на нас ещё не обратили внимания официальные лица. Ну всё, прощай Москва! Посадили нас аж на B747-400, я первый раз на таком лечу. Сам полёт прошел мучительно.



2 августа - воскресенье

Примерно в 8 утра прилетели в Хабаровск. Вышли на улицу, а там духота несмотря на утро. Стали ждать на недействующей остановке в стороне возле здания старого аэровокзала. Ким и Водень поехали в город за пивом, а я остался караулить шмотки. Там была женщина с ребёнком, которая, как оказалось, вылетает после отпуска домой в Петропавловск-Камчатский. Рассказала про вулканы, землетрясения, пропуска и высокие цены в магазинах. Потом вернулись те двое с 3мя литрами пива как раз кстати - оставалось времени ровно на то, чтоб его выпить и отправиться на регистрацию в Николаевск. В зоне посадки видели закрытый бизнесс-зал с названием "Шантары". Летели на забавном самолёте - DHC-8. С виду неказистый но гораздо более тихий чем Ан24. После прилёта выяснилось, что Григорич заказал машину у нашего забросчика на завтра. Пришлось ему звонить и передоговариваться - хорошо, что он был свободен и быстро приехал. Первым делом забрали вещи у каких-то барыг, которым их оставил Сергей Савченко, который вёз их с Хабаровска. Они там пролежали 9 дней и пришлось заплатить 500р за день, т.е. 4500р. Дальше были магазины, бензин, ещё магазины после чего приехали к забросчику домой. Там Григорич завёл пилу и за час распилил бруски 150х40 вдоль так, что они стали 100х40. Удивительно, но все вещи, пиломатериалы, бензин и мы сами влезли довольно компактно в его Фермер. В дороге все клевали носом из-за бессонной ночи в самолёте. Дорога на Белую Гору (на самом деле дорога на Перовский) не сильно хуже таковой до Многовершинного. Только в самом конце пришлось переезжать через 3 ручья, последний из которых был довольно глубоким, так что вода немного попала и в кабину. Чем ближе подъезжали к морю, тем сильнее шла мелкая морось. Уже в сумерках доехали наконец до моря, а там на берегу целый городок с домами, освещением, ангарами и дорогой - Перовский. Пришлось отъезжать от этого великолепия пару километров вдоль береговой линии по дороге. Расчитались с Александром и просили приехать сюда же 28 августа забрать нас обратно. Уже в темноте и под дождём кое-как поставили палатки, выпили и спать завалились.



3 августа - понедельник

Утром оказалось, что стоим мы не в таком уж плохом месте, учитывая обстоятельства. Это отворотка от основной дороги, этакий тупичок. А сама дорога вполне себе действует, по ней с интервалом минут 20 периодически проезжают Уралы с какими-то угрюмыми людьми в кузове и прочие машины. С утра всё мокрое после вчерашней мороси. Хотя влажность и осталась, но явных осадков нет. На море волна, но плыть можно... то есть было бы можно если бы у нас был готов катамаран, но он существует пока в виде мешков и кучи пиломатериалов. Стали всё потихоньку разбирать: еду - перепаковывать, шмотки - классифицировать и перекладывать, катамаран - собирать. Видели также толстопузиков, которых днём привезли на автобусе, выгрузили на берег, а потом за ними пришёл такой типа баркас под двумя моторами. Привезённых людей выгрузил, тех с автобуса загрузил и пошёл на Шантары. К нам подошла одна парочка, оказавшаяся из Сочи. Сказали, что их тур длился 9 дней, а в бухте при м. Врангеля полно китов. Ближе к вечеру кат был в основном готов. Мы уже собирались выйти в море для теста, но случились местные. Как они доехали на легковушке до моря через ручьи - загадка. Говорят форсировали с разбега. 3 молодых парня, назвались шахтёрами из Многовершинного. Зарплаты по 100-150-200 т.р. Говорят много гастарбайтеров из Казахстана, которые сбивают цены. Один из местных так проникся нашей кампанией, что (после пары стаканов) стал проситься червёртым. Сказал, что у него есть 2 недели, т.к. у них странный график работы - 2 недели через 2. Мы ему предложили приезжать завтра и присоедениться - до Рейнеке мы его довезём. В общем, ох! Много было выпито и, естественно, мы никуда не поплыли.



4 августа - вторник

Под утро оказалось, что наш свежий кат стоит слишком близко к морю и до него уже почти достают волны. Пришлось всех будить, всем передвигать и надёжно привязывать кат. А вчера ведь надеялись куда-то плыть, но погода против - крепкий ветер, барашки и прочие прелести. Григорич даже будить никого не стал - нелётная погода. День прошёл лениво и неспешно. Доделали катамаран, т.е. просверлили крепёжные отверстия, установили поперечные распорки из полипропиленовых труб и т.д. В конце дня решились таки прокатиться налегке для проверки мотора. Ну что, мотор завёлся почти сразу, кат вроде волну держит, можно было бы даже плыть если сильно надо, но лучше перебдеть. Днём Олег проверил солнечную батарею и после того, как убедились, что она заряжает наши гаджеты, Водень достал свою жёлтую коробочку и весь вечер слушали хор Пятницкого.




5 августа - среда

Утром я вылез первым в 8 часов. Только взялся за котелок, как подъехал мужик на джипе. Оказалось это начальник всей этой рыбной базы, которая называется "Перовское". Зовут Роман. Он одобрил наше решение ждать погоды и обещал узнать прогноз. Также он обещал приехать позже пообщаться более плотно, но так и не приехал. До обеда ничего толком не делали - спали и ходили взад-вперёд по пляжу. Но в обед от нечего делать мы с Олегом решили сходить до мыса Перовского, который довольно далеко от нас. Расчитывали вернуться часа через 4, т.е. как раз к ужину. В Перовском бросается в глаза огромный особняк на холме над морем со стеклопакетами и черепицей. На берегу перед домом стояли катамараны Белуха-2 и -3 каждый метров 8 в длину. Первый, похоже, судно сопровождения, а второй - барский. В общем наш кат не сравнить с ними. Как мы и предполагали, дорога от Перовского идёт также и в другую сторону - в сторону мыса Литке. На самом мысу Перовского меляки и камни с бурунами - как пойдём, надо будет подальше обходить. На обратном пути на пляже попалось бревно, обёрнутое слоями капусты. Ну, то есть, по крайней мере я так подумал впервые увидев это. Но потом в глаза бросились зубы - это были частично заиленные остатки касатки! После фотосессии я оторвал один клык - фу, червяки! Но Олег всё же взял его в качестве сувенира. По дороге назад он всё пытался выманить последних двух опарышей, засевших в самом дальнем углу, но безуспешно. Придётся всё это вываривать и высушивать. Пока шли назад, волнение заметно уменьшилось и возникла идея хоть немного куда-нибудь уплыть. Григорич же всё это время сидел в лагере, пил палыча и ел борщ, усиленный макаронами. Он эту идею одобрил и не успели мы сказать тост, как он уже собрал все свои вещи, так что ответ "нет" был невозможен. Собрались за полтора часа и стартовали. Все камни и меляки успешно обошли, завернули за мыс и прошли немного дальше. Наконец народ указал перстом куда выбрасываться. С трудом затащили кат за вторую линию капусты из-за довольно крутого пляжа. Правда тут проходит дорога, буквально в 50м от нас, но машины появляются редко.



6 августа - четверг

Утром нас встретил чувствительный ветер, но плыть кажется можно. Олег пошёл за остатками вчерашней касатки в надежде достать ещё больше сувениров и внезапно притащил аж целую половину нижней челюсти. Пришлось зубы выбивать топором. Собрались и вышли где-то в 11.30 Волна идёт взад и немного вбок, поэтому скорость надо снижать чтоб не было сёрфинга. Пока плыли вдоль берега залива Екатерины, видели 2 речки. Но увы, от каждой в море тянется километровая сеть, а возле берега качаются грузовые или запасные шаланды. В конце залива ветер совсем кончился, местами так, что даже рябь на воде исчезла. Приблизились горы. Не доходя до острова Коврижка хотели было высадиться на пляж, но вовремя заметили целое семейство медведей - 2х взрослых и 3х медвежат. После этого высаживаться резко перехотелось, так что пришлось обплывать Коврижку, т.к. этот остров соединён с материком заливаемой косой с камнями. За островом красивая бухта и метеостанция со здоровенным домом на берегу, наверное рыбацким. Ладно, плывём дальше. Сначала шли скалы, но вот, после нескольких кекуров, открывается вид на пляж с тремя речками, средняя из которых называется Тавервей. Начало этой бухты очень красиво - живописные отвесные скалы вверху и чёрный песок внизу. Мы немало обрадовались, т.к. место казалось просто шикарным своими видами и возможностью взять воду из реки. Только пристали и сгрузили бензин, как появился рыбацкий баркас и нам сказали, что здесь "нерестовый запрет", говорили также что-то про пограничников (они-то здесь каким боком?). Спорить было бесполезно, т.к. рыбак просто повторял нам то, что ему говорил по рации невидимый начальник. Пришлось нам обломаться и плыть дальше. А куда дальше? В общем дошли почти до кекура Вилки как увидели небольшую бухточку с пляжем. Только собрались выбрасываться, как увидели сети. Но здесь нет реки, а значит нет "нерестовых запретов". Решено - встаём. Всё хорошо, но болтающаяся сетка портит фэншуй и нет пресной воды, которой у нас осталось всего 6 литров. На карте рассмотрели в километре за мысом небольшой распадок, где теоретически может быть вода. Я и пошёл на разведку, но по дороге увидел лодки. Чёрт! Рыбаки едут проверять свои дурацкие сети! Разговор с ними у меня не состоялся, поскольку перекричать прибой они не могли, т.е. они меня слышали, а я их - нет. Но до распадка я всё равно не дошёл, т.к. нашёл сочившуюся влагу с камней. Вечером эти рыбаки битые 3 часа проверяли свои сети, набили баркас рыбой так, что он сидел в воде в 2 раза ниже чем был. Наконец они уплыли и мы почувствовали себя на природе. Пишу это ночью и дует довольно сильный холодный ветер порывами.



7 августа - пятница

Пока мы утром спали, Григорич ходил за водой и принёс аж 15 литров. Наверное здесь какой-то подвох, т.к. я не представляю как он прыгал с тремя бутылками по камням час туда и час обратно. Так или иначе, надо идти, а то эти сети глаза мозолят. Перед тем, как выходить, внимательно смотрели в навигатор в поисках места, где: а) есть вода; б) есть пляж; в) нет рек и индейцев. Получилось либо перед самым мысом Мофета либо уже за заливом Рейнеке. Наконец определились с местами и вышли. Первые километры были относительно спокойные, потом появились попутные волны, скорость движения которых немного выше нашей. Приходилось сбрасывать газ и идти так, чтобы они нас уверенно обгоняли. Но иногда попадались достаточно крутые волны, на которых кат сам немного разгонялся, начинал сёрфинг и стремился развернуться - киля-то нет. Также наш транец надо опускать, т.к. при крутых волнах винт иногда выскакивает. А тут ещё эти чёртовы сети! Из-за волны их замечаешь уже в 20 метрах. Одну такую пришлось обходить, встав боком к волне. Это было довольно нервно. Но ничего, при подходе к Мофета волна стала не такой резкой. Настроение сильно улучшилось, когда оказалось, что стоянка на Мофета очень даже ничего. Воду в ручей, правда, не налили, так что завтра надо будет отсюда уходить. А пока мы с Олегом налегке поплыли на мыс на морскую рыбалку. Он кидал свой пилкер на глубине, а я пока просто смотрел. Переезжали несколько раз с места на место и вот наконец попался окунь и, кажется, минтай. Попались они похоже на гряде, невидимо продолжающейся под водой от мыса Мофета. Рыбу пожарили - получилось очень неплохо, несмотря даже на то, что минтай был, похоже, червивым. Надо будет в следующий раз жарить подольше.



8 августа - суббота

Воды осталось мало, а рядом её нет, поэтому после обеда сегодня надо двигать. А пока я решил залезть на сам мыс Мофета. Неожиданно ко мне присоединился Олег. Точкой старта выбрали русло сухого ручья. Немного выше прямо в русле кто-то кинул промышленного вида краболовки - это видимо такой схорон, т.к. с воды их не видно. Стали подниматься выше и вдруг увидели воду! Оказывается ручей не сухой. От этого места стали подниматься уже по склону горы. Идти непросто - старый горельник, бурелом, неслабый уклон и жара, а ёмкость для воды как назло не взяли. За час наконец залезли на верх и увидели долину Лонгари, рыбзавод и залив Рейнеке. В заливе кипит жизнь - плавают баркасы, ездят машины, на берегу даже какой-то палаточный лагерь стоит. Сети в заливе колоссальной длины: сначала трос, потом эдакий прямоугольник из сетей, потом опять трос и так 4 раза. Кажется это то, что называется ярусные сети. Поцокав языками в удивлении и вспомнив, что как раз на Лонгари-то и распространяется настоящий нерестовый запрет (с 20 июня по 20 августа, см. приказ от 23 мая 2019 года N 267), мы пошли дальше, т.к. до мыса было ещё далеко. Покрытие только на последних 500м ровное, остальное - горельник и разреженный бурелом. На самом мысу была фотосессия, Олег залез на камни над самым обрывом, мы полежали в тенёчке отдыхая, и наконец пошли обратно. Решили возвращаться другой, более короткой дорогой - по травяному склону вниз, потом кусты, а в конце курумник. Пришли назад сгоревшие и насквозь пропитанные потом (по крайней мере я). А Григорич от нечего делать там почти палыча уже прикончил. В общем вышли уже часов в 5 вечера, обогнули мыс Мофета, переплыли по прямой залив Рейнеке и стали идти вдоль скал перед поворотом на мыс Александра. Олег захотел половить рыбу, ну мы и остановились. За 4 заброса 3 минтая! Встали лагерем в бухте прямо напротив острова Рейнеке. В 2017 году мы здесь 2 раза обедали если верить точкам. Завтра наверное будет днёвка, баня и рыбалка.



9 августа - воскресенье

Подъём был ленивым - все настроились на днёвку. Но всё же пришлось вылезать раньше запланированного, т.к. начиная с 8 утра мимо начали ездить аборигены и каждый казалось хочет пристать к нам. На улице жара, но ветер достаточно холодный. В общем ленились до обеда. После обеда уже не выдержав поехали на рыбалку, также поставили ловушки прямо напротив лагеря в 500х метрах от берега. Когда ставили, удивила скорость течения, которого с берега совсем не видно. Катамаран вроде стоит относительно воды, но бутылка на конце верёвки зарывается в воду. Увидев такое, хотели было снять, но лень ещё окончательно не выветрилась и ловушку оставили. Вторую поставили возле кекура, там же ловили рыбу. Попались минтай и терпуг. Поехали снимать первую ловушку, а её нету, несмотря на поставленную точку. Поплавали кругами вокруг поставленной точки - нету! Тут к нам подошёл баркас с толстопузиками под названием Шторм, который мы видели неделю назад в Перовском. Пока перекидывались фразами, нас хорошо снесло и Олег вдруг увидел нашу бутылку! Её вместе с ловушкой снесло метров на 300 от точки установки в сторону Шантар. Вот так течение! Подняли, а там - ура! - краб. Воодушевлённые поехали в лагерь. Там поставили баню, сварили краба, пожарили рыбу и откупорили последнее, специально сбереженное, пиво. Посидели сначала в бане, потом с песнями возле костра. Да, вечер удался! Ах да, до этого мы видели странное плавсредство, которое черезвычайно медленно двигалось и как-то неуверенно следовало курсом. Такое впечатление, что они просто не знали куда им идти. Прошли вперёд, потом вернулись назад и в конце подошли к нам. Оказалось это туристы из Комсомольска-на-Амуре. Их поход заканчивается и они плывут в Николая, где их должна забрать машина. У них низкий тримаран из самодельных штопанных-перештопанных баллонов и моторчик Suzuki df2.5 Говорят в день уходит 6-7 литров. Забавно, мотор у них закреплён неподвижно, а рулят они большим рулём, закреплённым на транце с помощью лодочной уключины. Они с тур клуба, сами были много где на Дальнем востоке. Спросили у нас прогноз погоды и ушли в направлении Мухтеля.



10 августа - понедельник

Утром была жара, ничего не хотелось делать, тем более вчера была баня и всевозможные отмечания. Особенно тяжело было вставать Олегу. Удалось собраться и выйти только в час дня. Огромный красный поплавок, найденный на предыдущей стоянке, благоразумно оставили, а то ведь хотели взять как сувенир. Сняли маленькую краболовку, которая стояла целую ночь - там сидел бычок. А второго бычка вместе с приманкой похоже съели крабы - быстро работают. Ловушки, похоже, надо проверять часа через 2 после установки. Хотели было заехать на Мухтеля взять бесхозный ящик как в 2017 году, но там стоит какая-то кампания с палатками и лодкой на берегу. Увы, не повезло. Где-то посредине этой длинющей косы видели медведя, который быстро отступил в лес едва нас увидев. Эта длинная коса как-то особенно угнетает, хочется спать, но вот уже конец и мы видим горы. Решили доехать до памятного по 2017 году места, где отмечали ДР Григорича. Дошли, там горы и ручей вроде на месте, но всё как-то по-другому. На берегу опять высокий бруствер, за которым траншея или яма. Поверхность состоит из неустойчивых присыпанных землёй булыжников. Как будто всё это чей-то свежий отвал. Всё это явно молодое и бруствер и земля на камнях. Похоже, совсем недавно здесь был сильный шторм. Нормальных мест под палатку нет, только коврик и спасает. В довершение как высадились, так пошёл дождь. Ставили палатки, варили еду - всё под дождём. Через несколько часов всё окончательно промокло, но дров полно и можно будет быстро высушиться как только всё стихнет. Палатки стоят близко к скалам и прекрасно слышно, как периодически откуда-то срываются камни. Один вот только что свалился за моей спиной.



11 августа - вторник

Ночью дождь кончился, но остался плотный туман. Его вроде сдувает, но всякий раз появляется новая порция. Пока сидели утром, появилась новая теория, что эти камни с землёй есть остатки наледи, которая сошла совсем недавно. Часов в 11 поплыли на рыбалку и поставили две ловушки в тумане. Отплываешь от берега метров 100 и скалы полностью скрываются в молоке тумана, остаётся только угрожающий шум прибоя, идущий как-бы ниоткуда. Воображение сразу начинает рисовать разные ужасы, которые неприменно сейчас с нами случатся. И хотя головой ты понимаешь, что до берега всего сотня метров и бояться здесь абсолютно нечего, тебя посещает какое-то неуютное чувство. А ловушки мы успешно потеряли. Они должны быть тяжелыми, способными справиться с течением и волнами. А у нас так, любительство с АлиЭкспресса. Примерно в час дня туман наконец в основном сдуло и мы, чтобы не упускать шанс переехать на новое место, собрались и вышли. Обогнуть мыс, чтобы попасть в залив Врангеля, оказалось непросто. Сначала стал дуть ветер, разогнавший короткие, жёсткие валы. Потом мы попали на смену прилива-отлива - подходя к мысу мы вдруг внезапно увидели буруны. Подойдя поближе увидели настоящие стоячие волны как на порогах, только в море. Стало что-то не по себе и пришлось отвернуть назад. Затем рассудив, что это явление скорей всего имеет локальный характер, мы попытались это место обойти мористее. Сделали широкую петлю и проплывая это место опять, бурунов не увидели - что это было? Перед входом в бухту Врангеля вошли в полосы тумана. А вот и сама бухта. В 2017 году там стоял одинокий домик, показавшийся мне рыбацким сараем, а теперь там целый городок и какие-то люди голые по пояс лазят по камням вдоль берега. Пришлось разворачиваться и искать места где-то ещё. Это "ещё" нашлось в 5км за бухтой и поворотом. Здесь впадает ручей, но не доходит до моря и фильтруется через бруствер. Ближе к скалам настоящая медвежья тропа с многочисленными кучами помёта. Пришлось вставать ниже, где обычно стоит кат. Это немного напрягает, так как волны разбиваются совсем уж близко. Одно хорошо - ночью будет отлив и все проблемы оставляем на утро.



12 августа - среда

Под утро вода пыталась подобраться к палаткам, но мы смело оставались внутри, даже когда волны бухали, казалось, в трёх метрах. Всё дело в низком приливе - Луна и Солнце в противофазе и вода высоко не поднимается. Утром решили не упускать хорошую погоду и вышли относительно рано - в 11. Поначалу хотели дойти только до Николая, однако дошли до мыса Гауровица, откуда 35 км прямой дороги на мыс Укурунру. Пока плыли от Врангеля, за мотором сидел Григорич. Когда вошли в полосу смешения потоков перед заливом, Григорич даже скорость не сбрасывал, отважно направив кат в острые беспорядочные валы. В результате Олег потом протирал свою солнечную панель от солёных брызг. Пару раз останавливались рыбачить, но ничего не клевало. По ходу продвижения в глубь Ульбанского залива, вода поменяла свой цвет на зелёно-бирюзовый. Переплывая Николая, видели здоровенных медуз с пучками щупалец как на картинках. Вообще медуз много и даже очень много, жаль только рыба не ловится. Ещё одна безуспешная рыбалка была уже напротив лагеря, куда пришли в 16. Но Олег нашёл выход. Пока я ходил вечером смотреть на пароход, ржавеющий на берегу в 2х км от лагеря, Олег пошёл на соседний пляж и набрал капусты. Так что сегодня мы восполняли возможный дефицит йода жаренно-варёной морской капустой. Ночью наконец стало явно видно Млечный путь. Завтра надо бы плыть на Укурунру, осилим?



13 августа - четверг

Да, осилили. Плыли порядка 3х с небольшим часов с остановками. Была волна где-то в середине залива, но всё обошлось. Но обо всём по порядку. Встали в 9 и сразу стало ясно, что день обещает быть солнечным и жарким. Долго смотрели на море и не могли решить: действительно ли плыть на Укурунру или лучше вглубь залива, а уже потом пересекать его? Перед самым отплытием увидели наших знакомых - туристов из Комсомольска. Отдали им забытую ими сидушку. У них в запасе оказывается был день и они решили покататься и посмотреть Ульбанский залив, а теперь идут в Николая в Нерпичий залив. Переплывая залив делали остановки на рыбалку, но опять только медузы. Даже когда доплыли до мыса, до его шикарных скальников - ничего. Подходили к скалам, заходили в маленькие скальные бухточки, пытались кидать в самом сулое - на наш пилкер рыба не ловится. Сам мыс просто великолепен - высокие отвесные скалы, что-то типа останцов, спокойная сине-зелёная вода - всё это позволяет с увереностью сказать, что это лучший пока скальник за поход. Странно, но никто ничего и нигде не писал об этих красотах, тем более тут Шантары под боком буквально. Впрочем вода замусорена, много вырванной травы и каких-то веток. После налёта на один из таких плавучих островков, мотор пришлось поднимать и чистить винт. Но самое противное, что после старта мотора шнур поначалу не захотел сматываться. Тем не менее стоим в чудесной бухте за мысом, где встречаются два ручья. Здесь есть всё, что нужно: место для прогулок, пресная вода, песок и даже снежник с водопадом. Есть тень днём, а чтобы избежать утреннего солнца, можно поставить палатку за камень, что я и сделал. Мы стоим примерно в 60км от Ольховского и кажется даже видим остров Беличий Шантарского архипелага. Завтра попытаемся пройти по береговым ручьям в поисках горбуши.



14 августа - пятница

Сегодня утром солнце в дымке и удалось долежать в палатке до пол девятого - всё равно торопиться некуда. Пока собирались, Олег нашёл сувенир - китовый ус. Выглядит как роговые пластинки метр-полтора длинной. Взяли пару штук на сувениры. Море спокойное, поэтому поплыли вдоль берега на ближайшую речку в надежде поймать рыбу и не застать рыбаков. Издали подплывая к ней первое что видишь - это масса орланов, срывающихся со своих мест на скалах при звуках мотора. Потом увидели массу чаек, плотно сидящих на берегу. Потом начинаешь чувствовать тяжёлый запах реки. Высадились в устье речки Талги - людей нет. Идёт рыба, то есть с очередной волной пяток рыбин выплёскивается на мелкоток реки и отчаяно молотя хвостами, шустро уходят вверх. Можно ловить голыми руками, но лучше бросать на них, например, мешок. У народа загорелись глаза и все сразу бросились ловить, но надо быть начеку - на пляже в 100 метрах 2 медведя. Они, похоже, подслеповаты и нас не совсем отчётливо видели, поэтому Григорич для определённости стал стучать камнями и покрикивать. Те услышали и шустро убежали в лес. Кто знает сколько там уже было медведей, поэтому приходилось постоянно оглядываться, пока Олег потрошил рыбу и выдавливал икру из самок. Наконец решив, что хватит, мы довольные поехали искать место для стоянки. В итоге нашёлся ручей в 25км от мыса Сенека и в 35км от Ольховского. Вечером была икра ложками, уха, которую случайно пересолили и даже хе. Мешок с рыбой, которую предполагалось жарить, припрятали до завтра, так как сегодня уже не в состоянии её обрабатывать. Опять опасаемся ночного прилива.

Примерно вот так выглядел ход рыбы нашими глазами.



15 августа - суббота

Сегодня с самого утра есть занятие - рыба. Надо её всю пережарить, а там 6 крупных штук. Море вроде плыть позволяет, но периодичести начинается порывистый ветер, появляются барашки и тут даже Григорич не горит желанием выходить. В конце концов решили просто ради смены картинки переплыть куда-нибудь недалеко. Да хоть бы даже на соседний ручей в 5км отсюда. Вышли неудачно в ветер, кат прыгает на острых волнах, нас окатывает брызгами, поэтому приходится сильно снижать скорость. В общем видя такое безобразие, не было стимула плыть далее соседнего ручья. Там стоянка оказалась даже получше. Поставили самодельную, сделанную из валяющихся на берегу материалов, олегову краболовку. На берегу же под скалами, немного в стороне от палаток, поставили баню. Пока возились, стало пора проверять краболовку. Поехали налегке, но первые несколько минут не могли её найти, поэтому крутили головами по сторонам. Тогда-то и увидели фонтаны как думалось китов. Но нет - это стайка касаток. Они шли параллельно генеральной линии берега немного в стороне, но мы всё-равно почтительно посторонились, отплыв метров на 100 в сторону берега. Внезапно в 20м прямо за нами показался плавник высотой метра полтора - папаша! Он отвернул от остальной группы и явно шел прямо на нас! Олег говорит, газу! Ну мы и рванули со всей мочи к берегу. Остановились немного не дойдя до берега, но, подумав, решили переждать на берегу - кто знает что там у него в голове. Он наверное и Википедию-то не читал и не знает, что не зафиксированно ни одного случая нападения касатки на человека. Высадившись стали наблюдать за их группой. Они дошли почти до мыса и стали там хороводы водить. Может охотились на кого? Подождав ещё немного, захватили бинокль и напряжённо вглядываясь в волны, проверили краболовку. Отпустили маленького краба и оставили её на ночь. Потом была баня под начинающимся дождём, а потом к дождю прибавился неслабый ветер порывами. Пришлось даже задействовать все оттяжки. Сейчас на море сильное волнение. Скоро прилив, а грохот волн всё ближе. Надо только пережить час ночи - максимум прилива.



16 августа - воскресенье

Ух! Ночью был ветер, дождь и грохот волн. Я не очень удачно поставил палатку так, что её чувствительно задувало. Надо было передвинуться ближе к скалам буквально на два метра. Но было лень, поэтому пришлось вылезать в 12 ночи и под дождём лихорадочно таскать камни, чтобы закрыть все щели и укрепить оттяжки. Вроде помогло, но утром всё-равно пришлось задействовать оставшиеся 4 штормовые оттяжки, т.к. ветер ещё усилился и стал дуть яростными порывами, а рама палатки сильно уж гнулась. С этими оттяжками стало гораздо лучше. А так сегодня был день анабиоза - погода нелётная, ветер с дождём. Даже краболовку не проверяли - уж больно неохота лезть в эти валы пусть даже налегке. Посидели у костра, полежали в палатке - и так по циклу весь день. Под конец дня ветер наконец кончился, но волны этого упорно не замечали. Будем надеяться, завтра будет получше.



17 августа - понедельник

Утром нас встретила крайне сырая погода, но явного дождя вроде нет. Топить баню ради тёплой воды для постирушек смысла нет - всё-равно ничего не высохнет. Волнение средней паршивости, а значит можно плыть. Как назло в момент сборов пошёл дождик и палатка подмокла. Плыли относительно недолго, всего 2 часа, но и этого хватило. Сначала, пока шли вдоль берега, волны были просто неприятными, но когда дошли до мыса Линдгольма, стало не по себе. На мысу беспорядочные волны, иногда превращающиеся в валы. Катамаран бросает в стороны, приходится сбавлять скорость до минимума, а так хотелось проскочить это место побыстрее. Получилось довольно нервное плавание. Видимо эти мысы надо обходить как можно дальше по воде. Но наконец мы повернули и нам открылись Шантары! Наконец мы их отчётливо видим - вот они! Вошли в первую после поворота бухту. От тех мест, где мы были, она отличается многослойными, многометровыми завалами вдоль всего берега. Такими, что палатку далеко от воды не поставишь. Пришлось расчищать место и выравнивать песок и гальку. Поставили ловушку на краба и пока ждали на берегу, наблюдали 2 группы касаток, неспешно идущих к мысу Линдгольма. Одна группа шла нормально, а во второй кто-то постоянно то наполовину высовывался из воды, то плыл на боку, выставив плавник, то показывал хвост и бил им по воде. Может они там так размножались? После того, как они уплыли, мы проверили ловушку - пусто, увы. Вечером были пейзажи и глинтвейн.



18 августа - вторник

Весь день идёт дождь, то затихая, то опять усиливаясь. Примерно до часа дня ветра почти не было, также как и не было особого волнения на мысу несмотря на прогноз. Может, конечно, весь ветер за мысом, а мы в затишке. Так или иначе идти сегодя куда-либо не отважились несмотря на то, что времени на обратную дорогу всё меньше. У Григорича сегодня юбилей. Сегодня ушло много палыча. Сделали огромный костёр, такой, что капли дождя не долетали до земли и испарялись по дороге. Григорич сделал смесь омлета, сала, жаренного лука и сухариков. Вышло бы весьма вкусно, если бы было меньше соли - Андрей не учёл солёность сухариков. Тем не менее съели за один присест целую сковородку в паузе в дожде. Также был салют в честь именинника. Григорич даже не вспомнил когда отмечал свой ДР не в походе. Опять видели множество касаток, одна так вообще плыла буквально в 3х метрах от берега. Как она там помещалась? Нашу ловушку на видно - похоже её всё-таки смыло или касатки снесли. Жалко...



19 августа - среда

Ох, сегодня был нервный день. Вылезли из палаток в 9. Волнения вроде меньше вчерашнего. Удивительно то, что мы рассмотрели нашу ловушку, то есть её не съели касатки и не смыло течением. Почему мы её вчера не виделм - загадка. На радостях поехали проверять заодно и посмотреть на волнение на мысу. Из ловушки вытащили краба на закуску, а на мысу довольно сносно, но дальше явно лучше. По прогнозу должен был быть крепкий ветер, но наше основное направление движения сегодня предполагало горы справа, которые должны были экранировать этот ветер. Решились выходить как можно быстрее пока есть погода и не начались приливные течения. На всех парах примчались в лагерь и стали спешно собираться. Выйти удалось почти в 11. Дошли до Сенеки, а там уже течение с волной - начался прилив. Кругом белые барашки, мы плывём со всей мочи, но берега почти не двигаются. Скорость течения километров 10 в час. Но вот мыс пройден, можно немного расслабиться. Горы действительно экранируют ветер. Его остатки полосами пересекают наш путь. Но вот дошли до мыса Ингакан. Тут 6 км без гор и поэтому сильное волнение с боковой волной. Поначалу я хотел идти на мыс ждать затишья, но потом, по совету Олега, повернул градусов на 30 влево и волна стала не совсем боковой. Так подпрыгивая и постоянно маневрируя мотором дошли за полтора часа до нашей старой знакомой - речки Талги. В ней мы брали рыбу несколько дней назад. Ход уже почти кончился - единицы заходят в речку. Выше по течению сплошной массой стоит рыба, но вся она какая-то битая. Однако Григорич поймал таки пару нормальных, используя краболовку как невод. Примерно в 18 были на нашем старом месте в бухте друх ручьёв. Сварили краба, сварили уху, посидели немного и разошлись по палаткам - день был длинный и тяжелый.



20 августа - четверг

Ночью ветер немного потрепал палатки, а в прилив волны бухали так, что резонировало в животе. Там были такие страшные звуки, что каждый раз хотелось вылезти и убедиться, что вода пока далеко. Утром была дивная картина: синее небо, солнце в дымке и весь берег до мыса Укурунру в белой пене - пришли океанские волны. Они живописно разбивались о камни сколько хватало вида. Ветра нет, тепло, но с такими волнами непонятно как отчаливать. В общем сидим на месте. С самого утра все были чем-то заняты, кто рыбу жарил, кто затеял постирушки. Забавно, мыло в морской воде совершенно не мылится, но похоже отстирывает. Я стирался в найденной в отлив каменной луже с морской водой и попавшим туда раком-отшельником. Народ же пошёл на ручей с печкой и грел воду там. Вечером были блины, которые ели сначала с икрой, а потом со сгущёнкой. Пошли по палаткам рано, зато с набитыми животами. Завтра надо бы переплыть на ту сторону Ульбанского залива...



21 августа - пятница

Этой ночью я плохо спал. Грохот волн под самой палаткой и ожидание перелива волн через последний бруствер не давали заснуть после 3х ночи. Относительно недавние обрушения части скал с землёй и кустами кажется вызывается не дождём, а такими вот ударами со всей дури волн о берег. Утром стало вроде потише, я даже заикнулся насчёт подождать немного когда станет совсем хорошо, но мне сказали, что это ерунда и не в такое ходили. Ну и ладно, вышли в 10 часов. Пока грузили шмотки, пришли те самые 3 волны. Я услышал их звук и кричу Григоричу: "Держи!" Потом подбежал сам и Олег и втроём удержали кат от смыва в море. Уф! Догрузили оставшееся, немного подождали и вышли в море. Возле мыса Укурунру были беспорядочные валы, которые преследовали нас после этого ещё минут 20, а потом было относительно спокойно все 2 оставшихся часа. Народ потребовал тех. остановку на мысе Гауровица, чтоб набрать воды и тд. А вот обратно стартовать было не так просто - волны. Меня окатило так, что до самого вечера мокрой оставалась вся нижняя часть. В общем дошли до залива Николая. Попытались было встать на своё старое место где потеряли вёсла в 2017 году (или у нас их украли?), но рельеф поменялся и теперь здесь крутой завал из брёвен вперемешку с галькой. Наконец нашли площадку в стороне, расчистили поверхность, заталкали кат на самый верх, сварили суп и откупорили внезапно найденную кильку - по палаткам разошлись в 23. Завтра надо бы пройти Мухтеля...



22 августа - суббота

А вот и нет - не прошли! Более того, стоим прямо посредине этой бесконечной косы. Как оказалось, мы огибали все эти мысы Мухтеля и Врангеля в не очень удачное время, а именно в начинающийся и продолжающийся прилив, поэтому были сильные течения. Возле Мухтеля в 200м от берега оказалось что-то в районе 5 кмч плюс всегдашняя колбаса. Вот этого потраченного на борьбу с течениями времени и не хватило, чтобы дойти до гор. Однако день в общем был скорей хороший. Начиная с самого утра на небе облака. Вышли примерно 11.30. Не доходя до Врангеля набрали ещё воды с водопада. На Врангеля погода заметно холоднее и ветренней. Зашли в бухту, а там стоят штук 6 китов. Мы на почтительном расстоянии мимо них походили туда-сюда на холостых оборотах до тех пор, пока минут через 15 они все куда-то не делись. В этой бухте людей гораздо больше, чем китов - местные клиенты катаются на байдарках, двое залезли на вейкборд, летает квадрокоптер, а на берегу стоит парусный катамаран, не говоря уже о десятке палаток - полный аншлаг. А мы им похоже китов мотором распугали! Ладно, здесь нам делать больше нечего. Хоть место и красивое, но уж оч. много людей. Зашли за очередной поворот и появилась явная океанская волна с периодом 6 секунд, которая прибавилась к колбасе и течению. Под вечер стало как-то холодать. Народ похоже замёрз от безделия и захотел остановки в 18. Хорошо, ветра нам завтра вроде не обещали, поэтому можно встать и на открытой косе. Единственная проблема - прибой. В процессе высадки кат поставило немного боком, Григорич зазевался и кат слегка наехал на него. Тот упал. Олег соскочил и бросился поднимать его, а я стал разворачивать кат чтоб не наехал ещё больше. В результате Григорич особо даже не вымок благодаря забродникам, но адреналина получил. Вот так, зазеваешься на секунду и на тебе уже стоит гружёный кат. Вечером были знатные виды и варёные макароны. Мимо нас идёт гроза - изредка видны вспышки молний. Надо бы палатку закрепить как следует...



23 августа - воскресенье

Дождь ночью так и не пошёл. Утром были чудесные виды. Куда не глянь, 15 км галечной косы и горы в дымке. Рассмотрели как следует странные следы, на которые не обратили особого внимания вчера. Проехали машина и квадроцикл, похоже оба туда и обратно. Как они затащили сюда машину? Неспеша собрались и вышли в хорошую погоду, даже прибой меня особо не облил. По дороге сделали остановку на реке Гаймангра. Когда плыли мимо неё в прошлый раз, бросилось в глаза скопление орланов, сидящих на гальке. Сейчас та же картина и мы воодушевлённые вылезли в надежде взять рыбы. Но наши надежды не оправдались. Река замыта, в море стекает тонкий ручеёк, остальное фильтруется через берег. Видно, как рыба стоит в полосе прибоя и чего-то ждёт. Чего? Может прилива, может время не пришло, а может просто нас испугались. Выше река образует целое озеро, где плавают редкие рыбины. Пытались их ловить на спиннинг - бесполезно и в прибое и в озере. В общем после двух часов бесплотных попыток, уплыли ни с чем. Под вечер дошли до бухточки между мысом Топографическим и Александра. Мы стояли здесь две ночи по дороге туда, но сейчас берег неузнаваемо изменился. Наверное штормом смыло старый, знакомый пляж и вместо него набросало гальку почти без песка. Вечером поехали на рыбалку на м. Александра и эти пол часа окупили весь день. Несмотря на волны, ветер и течение, которые все действовали вразнобой, поймали 2х терпугов, 3х минтаев, здоровенного бычка, которого Ким назвал "керчак" и 2х небольших камбал, одна из которых потом бесследно и мистически исчезла. Весь остаток для занимались рыбой.



24 августа - понедельник

С утра стоит жара, так что приходится ходить в одних трусах. Также пришлось достать окончательно было запрятанный крем от загара. Какое-то время посвятили поискам исчезнувшей камбалы, но безрезультатно. В сегодняшнем прогнозе ветер не особо сильный, а значит можно попытаться плыть. Вышли в бухту Рейнике, а там ничего не поменялось - километровые сети снимать никто не собирается. Какой контраст с 2017 годом! Увидев поплавки от первой встреченной сети, мы повернули на 45 градусов и поплыли прямиком на мыс Мофета. По дороге попали в полосу холодного ветра, но как только завернули за угол, наступил полный штиль. Поставили за мысом краболовку, а сами ждали на берегу. Потом проверили, переставили и опять ждали на берегу. Но, увы - всё напрасно. А вообще эта бухточка сразу за мысом очень примечательна. Если ветра нет, то можно видеть дно достаточно глубоко. А посмотреть стоит на растущие пучками водоросли, прячущихся в песке и снующих туда-сюда камбал, колонии каких-то моллюсков и на стаи анчоуса. Увидев такое живое разнообразие, стали жалеть, что нет маски и гидрокостюма. Но надо плыть дальше. Первый час прошёл в условиях почти полного штиля, потом же начались короткие, жёсткие валы навстречу. Пришлось немного снижать скорось, потом больше и ещё больше чтоб передних не заливало. И вот самая жопа наступает в районе мыса Промежуточный и тут же стоят эти чёртовы сети. В общем всё, как в прошлый раз по дороге туда. Хорошо хоть та бухта, где стояли 6го августа теперь свободна от сетей. Однако рыбаки оставили за собой какие-то плавучие якоря на воде и кучу мешков на берегу. Поставили краболовку на ночь. Завтра нам обещают дождь и ветер.



25 августа - вторник

Действительно, с самого утра морось и туман. Море неспокойно, а это значит, что придётся стоять здесь. Время ещё есть но уже поджимает, несмотря на то, что осталось только 50 км до Перовского. В принципе у нас есть в запасе ещё 2 дня, так что сегодня стоим на берегу. Утром был творог, много творога - просто про него внезапно вспомнили уже под конец похода. Потом часов в 10 приплыли рыбаки на своей шаланде, покрутились, что-то кажется сняли и через пол часа уплыли восвояси. После обеда морось переросла в дождь, а волны превратились в валы, которые стали со всей дури бухать о берег. А Григорич со своим оптимизмом обещал улучшение. Как же так, Григорич? Поспали, попили чай, поели - и так по кругу. Вот так прошёл день. Неужели и завтра никуда не поплывём?



26 августа - среда

Сегодня опять пришлось стоять на месте. Весь день был чувствительный ветер и соответствующее ему волнение - в первой половине дня острые, иногда с барашками, волны, а во второй половине дня и особенно вечером, океанские волны, которые делали смачный "бум!" о берег. Вечером ветер совсем затих, но волнение наоборот как будто усилилось. Завтра нам наобещали слабый ветер, вот бы и волны немного стихли, а то непонятно как стартовать. Весь день спали, жгли костёр, гуляли, пили чай и палыча, читали. Григорич даже слушал свой жёлтый бум-бокс. Да уж, тяжко ждать сидя на месте. Мы здесь уже третью ночь, так что завтра не отвертимся - надо плыть. Сможем?



27 августа - четверг

Ха-ха! Нет, не смогли, не смогли с треском! Утро прошло в сомнениях, так как волны вроде ослабли, но всё равно на воде пена и стоит грохот. Утром пока переваривали кашу, показалось, что в одном месте пляжа, как раз где рыбаки оставили мешки, волнение вроде поменьше. Может там рельеф другой? Так или иначе решили стартовать оттуда. Перекалили кат на 200м, перетащили шмотки, долго примерялись и наконец стартовали. Первая же волна развернула нас на 45 градусов. Вторая волна долбанула в борт так, что я просто вылетел, а Григорич умудрился перелететь через кат и заехать коленом по лицу Олегу. Третья волна, пока мы вставали и приходили в чувство в откате, похоже и поломала кат. С палубы полетели катки, бензин, вёсла, но мы уже были частично на ногах и частично вцепились в баллоны не давая утащить кат под удар четвёртой волны. В общем кое-как немного вытащили судно на берег, а сами побежали в прибой ловить разлетевшиеся шмотки. Как ни странно, но потеряли только одну воронку для бензина. Самое главное то, что мотор остался абсолютно целым, его даже водой не намочило. Однако левый по ходу баллон загнулся внутрь. Оказалось там порвался весь скотч и продолины отделились от поперечин. Также поломало много моих пластиковых креплений. Григорич пошёл делать костёр, т.к. все как следует искупались, а мы с Олегом собрали всё в кучу и перетащили повыше. Поначалу мы просто сушились и говорили глядя друг на друга: "Да уж...". Потом сделали супчик и поели. После этого настроение немного поднялось и стало не так страшно начинать чинить кат. А ведь на часах и 12 нет. Как ни странно, ПВХ крепления на баллонах абсолютно не пострадали. Похоже скотч сработал как своеобразный предохранитель. Мы перевернули кат, сняли транец, баллоны, срезали остаток скотча, который ещё не порвался, открутили сломанные пластиковые крепления - короче почти полностью разобрали кат. У нас оставался один целый рулон скотча и 8 запасных креплений. Удивительно, но всего этого почти хватило для починки. Поверх скотча ещё накрутили полипропиленовый шнур, позаимствованый у рыбаков. Все поперечные крепления внизу сломало к чёртовой матери. Даже две водопроводные полипропиленовые трубы просто сломались в середине! Как? Поскольку запаса поперечных креплений не было, делали уже без них. Закончили починку в 16.00. Григорич тут же предложил плыть, на что ему предложили не путать оптимизм и по**изм. В общем сегодня третий день стоим на одном и том же месте. Но есть и положительный момент - оказалось, что самолёт у нас не 30, а 31 августа, то есть внезапно в запасе появился один день. Отправили сообщение Митрофанову с тем чтобы он позвонил Иванычу и перенёс машину на 29. И вот опять вечер, опять морось и волны всё так же бухают о берег. Где ж долгожданный вечер на рейде?

Чтобы понять что же всё-таки случилось, предлагаю посмотреть этот видеоролик. Там очень хорошо видны эти самые "три волны" и вы можете представить вместо этой железной посудины наш катамаран, тем более что место съёмок примерно совпадает.



28 августа - четверг

Утром вылезли к костру часов в 8. Погода вроде хорошая, ветра почти нет и главное волны вроде поменьше. В общем долго сидели, смотрели на волны, пытаясь их загипнотизировать. Потом долго обсуждали всякие стратегии как надо стартовать, чтобы не развернуло, и что делать если развернёт. Наконец сделали перестановку: Григорич идёт к мотору, а я вместо него справа толкаю кат. Григорич внимательно считал волны и всё останавливал Олега, который рвался в бой. Наконец нам дали добро и понеслось. Секунд через 15 стало ясно, что мы успешно стартовали - ура! Сняли ловушку, а там пусто. Чёрт, она там стояла 3 дня... Ладно, делать нечего, потихоньку, сберегая наш эрзац-катамаран, поплыли в Перовский. Первые пол часа был бы штиль, если бы не океанские волны. При подходе к м. Литке, на большие волны стали накладываться малые, а потом всё вообще превратилось в полный хаос. Поперечных креплений нет - идём осторожно. За о. Коврижка стало поспокойней из-за экранирующего эффекта. Но потом, особенно под конец, началась боковая волна, наложенная на зачастую 2х метровые океанские волны. Несколько раз приходилось поворачивать под прямым углом к боковым волнам, т.к. те становились какими-то совсем уж пугающими. Особенно запомнились 2 волны ближе к концу, которые были выше ката со всеми пассажирами. На секунду мне даже показалось, что кат на неё не заберётся, а если и заберётся, то просто рухнет с другой стороны вниз. Но вот через 4 часа наконец-то мыс Перовского. На самом мысу ничего не видно из-за белой пены, но за ним гораздо спокойней. Я боялся высадки в высоких волнах, но за поворотом волны куда-то делись. Вот и всё - мы в точке выброски. Завтра должна быть машина. Разобрали кат, слили масло из мотора и сделали пюре с морской капустой.



29 августа - пятница

Утром мы наконец увидели обещаный "вечер на рейде". Ветер кончился, волны тоже и даже солнце светить стало. Начав потихоньку возиться, сушить и сортировать шмотки, сжигать лишнее и т.д, закончили как раз к приезду Иваныча. Ближе к полудню окончательно стало ясно, что день будет весьма хорош и как-бы в подтверждение этой догадки, потянулись машины с местными отдыхающими. Один такой остановился и сказал, что краба надо ловить в зал. Екатерины за мысом Перовского. К самому Перовскому потянулись лодки и катера, а на горизонте показалась здоровенная посудина, катамаран "Одиссей". Он огромный, красивый и даже, кажется, многоэтажный. Но мы уже уезжаем. По дороге встретили знакомые автобусы "Шантар-тур". Много HIACE с явными туристами, одним словом полный аншлаг! Пока ехали, в разговорах оказалось, что есть дорога почти до самого м. Литке. Она идёт по ручью Сельдевый, но там нужен Урал. Также договорились, что шмотки, которые предполагается отправить транспортной компанией, будут храниться у Александра Иваныча в сарае. Потом подпишем кого-нибудь их забрать уже из Питера. Также оказалось, что в Хабаровск можно попасть и на автобусе, который стартует на той стороне от Николаевска, однако отправляется аж в 4 утра, т.е. едет больше суток. Можно также добраться и на HIACE, но они собирают народ к парому к 13.00. После парома едут весь день и частично ночь. Финиш рано утром в Хабаровске (нас в аэропорт привезли в 8, хотя обещали в 6). Стоит 4200р на человека. В Хабаровске развозят по адресам. В общем мы надеялись уехать сегодня во второй половине дня, а придётся ехать завтра в первой. Иваныч предложил ночёвку, баню и ужин, а на следующий день завтрак - отлично! Как хорошо, что заложили один запасной день в Хабаровске - вот его и использовали. Нас пока до вечера отвезли на пляж, там мы тусовались до 8, потом за нами опять заехали и отвезли уже домой.



Статистика
  1. Пройдено порядка 730 километров за 17 ходовых дней, то есть в среднем 43 км\ходовой день.
  2. Из 23 дней на море с собранным и готовым к выходу катамараном без учёта заброски и выброски было 17 реальных ходовых дней. Это даёт примерно 25% зазор по погоде (изначально планировался 30% зазор по погоде).
  3. Самый длинный переход вдоль береговой линии 80 км. Самый короткий переход вдоль береговой линии 5 км. Самый длинный переход по открытой воде 35 км.
  4. Израсходовано порядка 130 литров бензина, что даёт средний расход от 5 до 6 км\л.
  5. Скорость движения нашего катамарана по спокойной воде под мотором 8 лс составляла от 14 до 16 км\ч в зависимости от загрузки.
  6. Затраты на человека составили порядка 93 тр. Сюда входят: билеты на самолёт туда-обратно 36 тр, еда суммарно 15 тр, транспортировка вещей до Хабаровска 6 тр, транспортировка вещей до Николаевска 3.3 тр, транспортировка вещей от Николаевска 2.2 тр, транспортировка вещей от Хабаровска 3.3 тр, хранение вещей в Николаевске 1.7 тр, заброска в Перовский 3.3 тр, выброска с Перовского и хранение груза 5 тр, бензин 190л 3.5 тр, стройматериалы 2.7 тр, запчасти и аксессуары 4 тр, связь InReach 1.7 тр, билеты на микроавтобус до Хабаровска 4.2 тр.




наверх