НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ

Дороватка-Лундонга-Унжа-2009

Вологодская - Костромская обл, 1-11 мая 2008 года


Предисловие.

Лундонга - очередная майская река, на которую мы пошли, не найдя никаких сведений о ее прохождении. Изначально планировалось, исходя из карт и космоснимков, доехать на авто из Шарьи до Земцово, далее пешком или местным транспортом повышенной проходимости добраться по лесной дороге через ур. Копылово к ур. Устья, откуда начать собственно сплав. Буквально накануне выезда Гугл выложил новые снимки этой местности, на которых отчетливо просматривались многочисленные лесовозки, главная из которых шла от поворота на Борок по кварталке на юг до самой Лундонги, упираясь в последнюю примерно на половине ее длины. Однако, нам было интересно пройти с верховьев. Из десяти ходовых дней 7 планировались на 70 км маленькой и, наверняка, заваленной Лундонги, 3 - на 120 км тупого черпания по полноводной Унже. С местом старта было решено определиться на местности, исходя из состояния дорог и имеющегося автотранспорта.


1 мая

Заброска.
Шарья - Дороватка, стоянка S01

Трое из Москвы и шестеро из Питера прибыли в Шарью около 11 утра с интервалом в 40 минут. Нас уже ждала найденная заранее пассажирская Газель, в которую, как ни странно, все спокойно поместились. Через 3,5 часа в Полежаево мы выяснили у местных жителей, что основная лесовозка явяляется бетонкой, и по ней непросто, но вполне возможно доехать до "середины Лундонги" даже на Газели. Надо сказать, что последнюю неделю стояла сухая и теплая погода, иначе проезд по грейдеру от Никольска до Борка мог бы быть весьма проблематичен для Газели. Проехав 7 км по бетонке, остановились у моста (точнее трубы) через Дороватку - один из истоков Лундонги. Паводок был, похоже, в самом разгаре, воды казалось достаточно для начала сплава! Ясно было, что подобный сплав является продиранием по затопленному лесу с многочисленными обносами. Поэтому проехали еще 2 км до кварталки на Копылово. Она представляла из себя смесь бревен, льда, грязи и воды. Решили, что лучше "плыть" по Дороватке и вернулись к трубе. Здесь абсолютно негде ночевать, поэтому вернулись еще на 500 м к месту пересечения с "дорогой" из Земцово. Тоже сыровато, но хоть как-то можно поставить палатки. В 16 часов отпустили машину, потом разведали "дорогу" в сторону Копылово, она первые 500 м оказалась проходима аж в ботинках, затем пересекала Дороватку, но уже ниже по течению, так что отчаливать завтра решено было оттуда. Ну а надуваться и собираться - сегодня у бетонки. Леха решил завтра отделиться от нас по своим охотничьим интересам. Завтра пойдет по бетонке до конца, будет неторопливо сплавляться с охотой на окрестных болотах, а дней через 5-7 мы его догоним и остаток пути по Унже пройдем вместе.


2 мая

1 ходовой день. 2 км.
стоянка S01 - стоянка S02

Дотащившись до Дороватки, увидели сразу приличный завал, поэтому таскались еще метров на 300 ниже и только там вставали на воду. Вышли по одному в лодке, матросы по берегу с топорами и пилами. Протискивание под еловыми ветками, перепрыгивание через бревна, перетаскивание через ледовые заторы, обносы и обтаски - в первый день было все, кроме гребли. В лесу сугробов хватает, и матросам тоже было несладко. Я один раз ушел вместе с льдиной по шею, после чего полчаса сушился у огня. К обеду мы прошли около 1,1 км (если по прямой) от старта, к вечеру цифра возросла до 1,8. Пока еще не поздно было вернуться к бетонке, сходить в Борок за транспортом и последовать вслед за Лехой. Однако, народ был настроен решительно. И мы об этом не пожалели.


3 мая

2 ходовой день. 6 км.
стоянка S02 - стоянка S03

В Дороватку влилась пара "крупных притоков", и было решено идти уже полными экипажами. Постепенно завалов становилось меньше, а прогонных участков - все больше. И к вечеру мы встали в поле на высоком левом берегу, метров 400 не дойдя до ур. Устья на берегу Дороватки, уже вполне себе напоминающей реку.


4 мая

3 ходовой день. 19 км.
стоянка S03 - стоянка S04

Ночью был первый дождь, который нисколько не помешал нам. А утром мимо лагеря протарахтел трактор. Мужики за час доехали с Нюненги на охоту-рыбалку. Реальный вариант заброски без Дороватских геройств, особенно, если не попасть на самое половодье. После слияния с Большой, а потом и Дупленой, Лундонга приняла вид оптимальной, на мой вкус, реки для сплава: 15-20 м шириной, четко определившееся, наконец, русло, бодренькое течение. Завалов - вполне гуманное количество, а сложность их невелика. Отсюда и до бетонки - самый красивый, безлюдный и интересный участок маршрута. Дневной километраж резко увеличился до 19 км, и стало ясно, что скоро мы войдем в график, а послезавтра (на 4-й день, как и договаривались с Лехой) пройдем бетонку, после чего будем искать Лехины записки, оставленные в привязанных на деревьях желтых пакетах.


5 мая

4 ходовой день. 24 км.
стоянка S04 - стоянка S05

Погода продолжает радовать - на солнце все +20. Я утром мокнулся добровольно, а Андрей вскоре - непреднамеренно. Никакого сужения в точке "узко" замечено не было. В Баданках, как узнали позже, проживает один человек. Пока что река была абсолютно дикой, но в устье Юрманги видим первых рыбаков на резинке. Юрманга здесь разлилась симпатичным озером, а по берегам - отличные сосновые боры - редкость для Лундонги. Жалко, но мы плывем дальше. Вечером достигли бетонки, которая уходит дальше на юг за горизонт. Ни одной Лехиной записки не нашли. Еще через пару километров встали на нетривиальной стоянке в 200 м от берега, зато в беломошнике и соснах. Перед этим причаливали на поляну сразу за мостом, а потом в левом заливе к избушке - и там, и там срач, как положено. А больше стоять то особо и негде - в лесу почти везде стоит вода, а местами еще и снег лежит. К слову, в предыдущие дни стоянки тоже находились непросто по той же причине.


6 мая

5 ходовой полудень. 9 км.
стоянка S05 - стоянка S06

Сделали полудневку до обеда. Достали из сетки первого крокодила, а из гермы - скраббл - основное развлечение до конца похода. В оставшиеся полдня по просьбам населения тоже решили не перенапрягаться и встали уже через 9 км напротив устья Товы. Незадолго до этого случился последний на реке завал. Стали находить Лехины записки, гласящие, что с ним все в порядке, и складывать их в архив.


7 мая

6 ходовой день. 24 км.
стоянка S06 - стоянка S07

До Лехиной стоянки мы не дошли вчера 1,5 км. Его нет, но есть записка о том, что именно сегодня через полчаса он собирается вернуться с болота, по которому шарится уже третий день, а также о том, что баллон его Щуки травит (а ремнабор у меня). Не успеваем починить лодку, как Леха возвращается. Понятно, что остаток дня прошел под знаком возвращения одичавшего охотника, в связи с чем, настоянного на смородиновых бруньках и клюкве напитка ушло много, а километраж был проделан небольшой. Встали мы уже на Унже, а в течение дня раза три встречали моторки - нет завалов, нет и уединения.


8 мая

7 ходовой день. 44 км.
стоянка S07 - стоянка S08

Этот день отличался рекордно большими пройденным расстоянием и количеством рыбы, как пойманной самостоятельно, так и принятой в дар от местного населения. Лундонга ниже Товы, Унжа до Юзы - наиболее людные места - спускаются на моторах с Борка и с Васильево. Потом передышка до Куножа, небольшой всплеск активности в районе последнего, а вскоре после Виги - тишина до самого Черменино. Вечером были особенно долгие посиделки под вертикальный костер-факел, сконструированный Вадимом.


9 мая

8 ходовой день. 37 км.
стоянка S08 - стоянка S09

Героическими усилиями под российским триколором достигли к обеду Куножа. Довольно большой поселок аж с двумя магазинами. Остаток дня и утро следующего разнообразили пиво, мороженое, яйца и картошка. Встали вскоре после Виги на симпатичном правом берегу. Проплывавшие рыбаки снова одарили рыбой.


10 мая

9 ходовой полудень. 29 км.
стоянка S09 - стоянка S10

По случаю опережения графика была снова устроена полудневка, от которой Леха так утомился, что остался на целую. Остальные в режиме говна продрейфовали запланированные километры и встали в 8 км от финиша. Все деревни на левом берегу заброшены, зато имеются симпатичные холмы, с которых открываются достойные виды. Погода так и не подвела ни разу за 11 дней!


11 мая

10 ходовое утро. 8 км.
стоянка S10 - Черменино

Леха подгреб как раз к моменту погрузки в лодки. В 10 утра прибыли на поляну вблизи Черменино (сама деревня чуть в стороне от реки на холме). Работает магазин со скудным ассортиментом, на площади около администрации берет МТС. Заранее заказанный на полдень и оплаченный безналом Пазик из Мантуровского АТП опоздал минут на 40, чем вызвал небольшие волнения. Но все же запас был большой, в Мантурово прибыли в 15:40, а поезд на Москву только в 17:50. Питерцы не смогли заранее взять обратные билеты, поэтому пришлось ухать в купе на 40 минут раньше нас. А нам остались 4 рюкзака кило по 40-50 с пятью байдарками и прочим барахлом. На первые рюкзаки проводница отреагировала спокойно, мы их сгрузили в вагон и побежали за оставшимися. Поезд начал трогаться, и пришлось заходить в другой вагон. Это нас и спасло. Когда стал понятен общий объем груза, мы уже ехали. К счастью, проводница оказалась доброй, пожурила лишь для приличия, а рюкзаки, конечно, спокойно влезли на багажные места. А вот питерцам, едущим с почти пустыми рюкзаками в купе, проводница, говорят, устроила настоящий террор, ругаясь, что они - грязные и плохо пахнут!