НЕСПОРТИВНЫЕ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

пешие, лыжные и вело ПВД

Домашняя страница
Михаила Митрофанова

ГЛАВНАЯ ПОХОДЫ ОПИСАНИЯ ФОТО ЛЮДИ

Колыма - 2015


Отчет с избранными фотографиями




Общегеографическая и туристская характеристика района похода


Хребет (нагорье) Черского расположен на Северо-Востоке Сибири, но не является хребтом в обычном понимании этого слова, а представляет собой протяжённую на 1500 км горную систему. Высшая точка — гора Победа, 3003 метра (по устаревшим данным 3147 метров).

Хребет Черского является одним из последних крупных географических объектов, появившихся на карте нашей страны. Он был открыт С. В. Обручевым в 1926 году и назван по имени исследователя И. Д. Черского, умершего во время экспедиции в Северо-Восточную Сибирь в 1892 году. Границами горной системы служат Яно-Оймяконское нагорье на юго-западе и Момо-Селенняхская рифтовая впадина на северо-востоке. Простирается по территории Якутии и Магаданской области.

В западной части горной системы, в междуречье Яны и Индигирки располагаются хребты Хадаранья (до 2185 м), Тас-Хаяхтах (2356 м), Чемалгинский (2547 м), Курундя (1919 м), Догдо (2272 м), Чибагалахский (2449 м), Боронг (2681 м), Силяпский (2703 м) и др. На востоке, в верховьях Колымы, — хребты Улахан-Чистай (высшая точка г. Победа — 3003 м), Черге (2332 м) и др. Нередко к системе хребта Черского относят также Момо-Селенняхскую межгорную впадину и поднимающиеся над ним на севере хребты Селенняхский, Момский и некоторые другие.

Хребет Черского образовался во время мезозойской складчатости, затем постепенно пенепленезировался, а во время альпийской складчатости раскололся на отдельные блоки, одни из которых поднялись (горсты), а другие опустились (грабены). Преобладают средневысотные горы. Поднимающиеся до 2000—2500 м хребты (Улахан-Чистай, Чибагалахский и др.) отличаются альпийским рельефом и несут современные ледники. Осевые части горной системы сложены сильно дислоцированными и метаморфизованными палеозойскими карбонатными породами, а окраины — морскими и континентальными толщами пермского, триасового и юрского периодов (сланцы, песчаники и алевролиты); во многих местах эти породы прорваны мощными интрузиями гранитоидов, с которыми связаны месторождения золота, олова и других полезных ископаемых.

Климат суровый, резко континентальный. Зимой наблюдается температурная инверсия, когда температура понижается с вершин хребтов (−34 … −40 °C) к понижениям (−60 °C). Лето короткое и прохладное, с частыми заморозками и снегопадами. Средняя температура июля повышается от 3 °C в высокогорье до 13 °C в некоторых долинах. Осадков от 300 до 700 мм в год (до 75 % их суммы выпадает летом). Повсеместна вечная мерзлота.

Многие реки, в том числе Индигирка и её притоки, пересекают хребты в очень узких долинах; Мома и Селеннях текут в межгорных котловинах и имеют широкие, иногда заболоченные долины. Реки питаются за счёт таяния снега и летних дождей. Свыше 60 % годового стока приходится на лето, зимний сток — не более 5 % годового. Зимой часты наледи, а небольшие реки промерзают до дна.

Надо отметить, нас поразила мощь и полноводность рек и ручьев в этом районе, особенно на контрасте с нашими походами в засушливые годы в Эвенкии, по плато Путорана, Анабарскому плато. Грубо говоря, через 5 км после истока ручьи пригодны для проводки байдарки, через 10 – катамарана, через 15 – для полноценного сплава. Конечно, дождей хватало, но, как мы поняли – это норма.


Улаха́н-Чиста́й — горный хребет в Якутии, в системе хребта Черского. С него стекает река Сумун.

Длина хребта составляет около 250 км, высота достигает 3003 м (гора Победа). Сложен главным образом гранитами. Рельеф альпинотипный с узкими междуречьями (цирки, кары, троги, висячие долины). Имеются ледники общей площадью около 100 км².

До высоты 900—1000 м преобладает редкостойная лиственничная тайга, до 1300—1600 м — кедровый стланик и горная тундра, выше — каменистая горная пустыня.

Состоит в основном из песчаника и алевролитов. В осевой части в основном альпийские формы рельефа; склоны сильно расчленены долинами рек.

 

Мо́мский хребе́т — горный хребет в северо-восточной Сибири. Полностью находится на территории Якутии. Протягивается к юго-востоку от среднего течения реки Индигирка. Длина — ок. 470 км, высота — 1600—2300 м. Высшая точка — 2533 м, около Полярного круга.

Также как и хребет Черского, Момский состоит из  нескольких более мелких хребтов. Река Рассоха проходит краем хребет Гармычан, а на выходе из гор прорезает хребет Арга-Тас, где и расположено основное падение реки и определяющие препятствия.

 

Не́рское плоского́рье, по которому протекают реки Бурустах, Турах и Артык — расположено между хребтом Черского на северо-востоке, Верхнеколымским нагорьем на юго-востоке и хребтом Сарычева на юго-западе. Длина плоскогорья составляет 130 км, ширина 50—70 км, высота от 700 до 1500 м. Сложено песчаниками, алевролитами, глинистыми сланцами триасового и юрского периодов; песчано-галечные отложения вмещают россыпи золота. Основная площадь занята редкостойными лиственничными лесами, зарослями кедрового стланика и ольховника. Выше 1100—1200 м горные тундры. По южным склонам разбросаны фрагменты степных растительных ассоциаций.

 

Момо-Селенняхская межгорная впадина расположена к северу-востоку от нагорья Черского, к юго-западу от Селенняхского и Момского хребтов. В ее юго-восточной части сливаются Сумун, Тарын-Юрях и Улахан-Нагаин, образуя Рассоху. Недалеко берет исток река Мома, вдоль которой возможен аварийный выход в п. Сасыр.

Также стоит заметить, что ежегодно прокладывается зимник с началом по Бурустаху, который затем через перевал Потап уходит на Андыгычан и далее на Сасыр – Зырянку – Черский.

Хребет Улахан-Чистай посещаем, в-основном, пешими группами, главной целью которых является высочайшая точка хребта Черского – г. Победа (3003 м). Заброска происходит на различной технике повышенной проходимости от прииска Победа недалеко от Бурустаха. Иногда эти прогулки заканчиваются сплавом по Эрикиту и Моме до Хонуу.


Река Рассоха описана в советской книге А.В. Глушкова "100 рек Якутии":

Сплав по Рассохе можно начать с самого верховья. Исходная точка маршрута - пос. Буркандья, откуда делается пеший переход (53км) на Омулевку (см.р.Омулевка). После 63-километрового сплава по Омулевке начинается волок на Дарпир-Юрях. Дарпир-Юрях - правый приток Улахан-Нагаина, одного из истоков Омулевки.

Неизвестно, ходил ли кто-то именно таким маршрутом. В библиотеке московского турклуба нашлись отчеты 1973 и 1986 годов. В 1973 г. волок с Омулевки на Дарпир-Юрях делали ниже устья р. Урультун. В 1986 г. на Рассоху попали сложным пешим маршрутом протяженностью 307 км чуть ли не от Сусумана. Да, были Люди!

В былое время из Буркандьи можно было добраться в верховья Омулевки даже колесами (гусеницами) в воду. Сейчас же мосты разрушены, а сам поселок нежилой.

Чуть ниже Момонтая на Омулевки расположена постоянно действуюшая база «Маргарито». Добираются туда из Сусумана на вездеходе или вертолете. Дважды бывал там фотограф Сергей Карпухин, фотографии есть в сети. По его словам, если оказия будет – забросят и бесплатно, но оказии можно ждать в Сусумане долго. А вот нанять транспорт за деньги сложно – летом все заняты на золотодобыче.

Как нам говорили в Нелемном и Зырянке, по Омулевке сплавляются часто: 2-3 группы за сезон. А вот по Рассохе – очень редко. В интернете можно было найти только фотографии группы Александра Мехеды – забрасывались они вертолетом из Зырянки, как и другие немногочисленные покорители Рассохи (с одним из них мы познакомились в Зырянке).

Участками «первопрохождения» оказались подъем по Артыку, перевал и сплав по Сумуну. Хотя, по слухам, кто-то когда-то сплавляся по Артыку, а по Сумуну проходит «стандартный маршрут Момского национального парка» с автозаброской до озера Турах и далее на лошадях до лагеря Сумун.

Можно ли заехать на Камазе еще дальше? По Артыку по малой воде – еще можно. Дальше – только в начале лета, пока мерзлота не оттаяла, иначе откапывать технику из болота.


наверх

Варианты подъезда и отъезда


Подъезд

Поселок Артык находится на трасе Р504 практически посередине между Якутском и Магаданом. До Якутска дешевле лететь и отправлять груз, поэтому выбор пал на него. От Якутска до Усть-Неры можно добраться как самолетом, так и автотранспортом. Самолет летит пару часов, обычная маршрутка едет сутки безостановочно, водитель «спит» на паромах через Лену и Алдан. Маршрутка в 2015 г. стоила 12000 р, самолет – 12000 – 16000 р, в зависимости от времени покупки. И провоз багажа, конечно, в самолете выйдет заметно дороже. Так что экономия сомнительная, и если время ограничено – надо лететь. Хотя экономия времени выйдет тоже условная, если рейсов на Усть-Неру в выходные нет, и, вылетев из Москвы в пятницу после работы, все равно придется ждать в Якутске понедельничного рейса. От Усть-Неры до Артыка остается около 3 часов автотранспортом.

Мы же выбрали третий путь: за 60000 р. арендовали маршрутку целиком сразу до Артыка с условием ехать не спеша, с двумя ночевками и остановками на обеды и фотосессии – уникальная трасса «Колыма» и местность, по которой она проложена, заслуживают этого!

Прилетев в Якутск в субботу утром, закупились продуктами и в 10 утра выехали. В понедельник после обеда были на мосту через Бурустах (до Артыка не доехали, т.к. Камаз оттуда выехал нам навстречу к Бурустаху).

Катамаран и часть груза были заранее отправлены из Москвы в Якутск транспортной компанией «Аэрогруз» наземным путем (вагон + авто, 2 недели) за 7000 р. И это были единственные багажные расходы – на обратном пути нам удалось облегчиться до попадания в рамки бесплатного провоза.

Изначально мы хотели подняться по Артыку прямо от трассы своим ходом. К счастью, удалось выйти на Николая Воронова, владельца Камаза в п. Артык, и его Якутского друга Айдара, которые нам популярно объяснили, что подняться бечевой по Артыку можно только по малой осенней воде: ниже Тураха река течет преимущественно в каньоне, а течение слишком мощное. Зато можно проехать на Камазе почти к устью Тураха по соседней речке Бурустах, перевалив затем по ручью Облачный на Турах. Что мы и сделали за 40000 р. и 1,5 дня.

Рассматривался также вариант заброски на Рассоху из Сасыра на лошадях до Тарын-Юряха.

Но маршрут бы получался слишком коротким и простым, а, главное – перелет из Хонуу в Сасыр мог бы вызвать затруднения, т.к. летает там кукурузник по наполнению без четкого расписания и предварительной продажи билетов.


Отъезд

Из Зырянки в Якутск несколько рейсов в неделю, как а/к «Якутия», так и «Полярные Авиалинии». Последние, говорят, более пунктуальны. У «Якутии» вечно не хватает самолетов, часты задержки как на несколько часов, так и до следующего дня, что мы и сами в очередной раз испытали на себе.

Еще одна неприятная история случилась с багажом. По информации, предварительно полученной в кол центре, норма бесплатного провоза багажа на этом рейсе не отличается от других рейсов а/к "Якутия" и составляет 20 кг в багаж + 5 кг в салон. Эта же информация была подтверждена сотрудницей стойки информации а/к "Якутия" в аэропорту г. Якутск. Исходя из этих данных и было упаковано снаряжение: 80 кг в багаж + 4 места по 5 кг в салон. Однако сотрудники аэропорта Зырянка отказались следовать правилам провоза багажа, установленным в а/к "Якутия", и вынудили заплатить нас 4068 руб за весь груз свыше 80 кг: 18 кг по тарифу 226 руб/кг.

Без особой надежды на успех, по возвращении в Москву я отправил электронным письмом претензию, и, о чудо, а/к «Якутия» не сразу, но вернула 4068 руб. с извинениями и без каких-либо препирательств.



Контакты

Усть-Нера, пассажирские и грузоперевозки:
+74115420001, +79141097555, +79142344173

Николай Воронов (Артык), супруга Галина Павловна:
8 (41154) 26261, 26197, 26133 Камаз повышенной проходимости.


Сведения о медицинских пунктах, торговых точках


В пос. Усть-Нера (райцентр), пос. Артык, пос. Зырянка (райцентр).

Цены в Усть-Нере в-среднем в 1,5 выше Якутских, в Зырянке – в 2 раза.


Заповедные зоны, порядок получения пропусков


Заповедных зон на маршруте нет.


наверх

Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна


Имело место желание расширить географию наших походов на восток, за Лену. Разглядывая фотографии в Google Earth, наткнулся на Рассоху. Пейзажи очаровали, никаких следов в интернете, кроме этих фото не было. Описание из старой советской книги говорило, что речка не слишком сложна технически, не выше 3 категории. То, что нам надо!

Питерские коллеги, Водень и Потанцев, правда, не сразу поддались уговорам: Якутия пугала своими ценами, хотя их планы в привычной Эвенкии выглядели не сильно дешевле. Помог, странным образом, нагрянувший кризис. Когда все побежали скупать телевизоры, сбрасывая в очередной раз обесценившиеся рубли, я сообщил товарищам, что готов вложить свои небольшие накопления в билеты на Колыму на всех троих. Таким образом, уже 1 января мы имели билеты Мск (Спб) – Якутск, Зырянка – Якутск и Якутск – Москва.

Причем, на этот момент еще не было ясности с заброской (точнее, планировался бечевник по Артыку от трассы), а средствами сплава должны были традиционно стать Щука-3 и Щука-1. График при этом получался очень жесткий, без дневок и резервных дней. Уже позже появилась договоренность с Николаем Вороновым о заброске на Камазе к устью Тураха, что освобождало нам целую неделю. Она нам пришлась впоследствии очень кстати, дав возможности для пережидания непогоды и неторопливого созерцательного сплава. Надеялись также, что останется достаточно времени и сил на радиальные прогулки по горам, но… не осталось.

Другой удачей стало появление четвертого участника, Вадима Миронова из Петербурга, хорошего приятеля Воденя, да и мне знакомого по одному совместному майскому походу. В это же время питерские друзья купили катамаран Таймыр-500 производства Вольного Ветра для будущих походов под мотором. Почему бы его не использовать в предстоящем походе, раз уж нас четверо?

Катамаран на этом маршруте оказался очень кстати. Во-первых, все реки текут так, что грести не нужно (15-20 км/ч Сумун, 7-15 км/ч Рассоха). Ну, разве что, на последних 50 км Рассохи и на Ясачной (3-5 км/ч). Во-вторых, для байдарок реки все же достаточно спортивны: мощная струя, высокие валы, прижимы. На катамаране тоже было весело, но все же гораздо спокойнее, несмотря на то, что мы с Олегом впервые на него сели.


Заявленная нитка маршрута, план похода, запасные варианты


План похода
Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
18-20.07 1-3 Якутск - Артык 1200 микроавтобус
21.07 4 п. Артык – устья р. Турах (по р. Бурустах) 150 Камаз
22-24.07 5-7 р. Артык вверх до устья Муксу 25 бечева
25-27.07 8-10 Пешка к лаг. Сугун, 2 ходки 23 пешком
28.07-4.08 11-18 р. Сугун (Сумун) 71 бечева, сплав
5-15.08 19-29 р. Рассоха 247 сплав
16-18.08 30-32 р. Ясачная до п. Зырянка 85 сплав
    Всего активными способами передвижения: 450  
Запасной вариант А
    Сплав по р. Артык до п. Артык 125 сплав
Запасной вариант Б
    Выход в п. Сасыр (Улахан-Чистай) вдоль р. Тарын-Юрях и р. Мома 105 пешком



наверх

ДНЕВНИК ПОХОДА


Автор - Олег Потанцев

18 июля, суббота, заброска

День был ужасен своей изматывающей жарой. Прилетели в Якутск по расписанию и отправились получать заранее отправленный груз (катамаран и пр.) на оптовый склад в 500 м от аэропорта. Пока сидели, несколько раз возникали дискуссии о местном времени. Оно не сходилось на час у Андрея и меня, прибывших из Питера с тем, что показывали приборы у Вадима и Миши, прибывших из Москвы. Оказалось, они выставили время по часам в Аэробусе 330, на котором летели. Кино каждому персонально показывают, а часы врут на час!

Сидели на площадке перед складом 3 часа в тени. Когда открылся рынок рядом, пришлось лезть в жару. Якутск ничуть не изменился – жара, хаос и пыль. Пока закупались, приехал наш забросчик на жёлтом SsangYong. Загрузились и поехали где-то в 10:30. Заехали на паром через Лену, ехать 1.5 часа. Там несколько паромов и надо выбрать самый быстрый. Переплыли на другую сторону. Асфальт быстро кончился. Грунтовая дорога, по которой иногда можно ехать под 100. Пыли так много, что окна приходилось закрывать, когда кто-то проезжал мимо. Так как мы ночь не спали, то буквально срубало. Даже пиво перестали пить и из-за жары перешли на воду.

Вечером доехали до Алдана и загрузились на паром. Потом приехала тяжеленная фура с надписью KARTOFFELN, которая ощутимо наклонила паром на один борт. Отчалили,  прошли 300 м и остановились. Как оказалось, неисправен буксир. Примерно час ждали, когда нас спасёт другой паром. Нас пристегнули, вернули на старт, починили, наконец, буксир, и вот в 23:30 мы на другом берегу. В полутьме поставили палатки, сварили картошку, выпили 100 гр. Завтра ехать целый день. Сейчас 2:19, уже светло. Комары –  звери.


19 июля, воскресенье, заброска

В 6 утра все проснулись, т.к. находиться в палатке больше было нельзя.



Нехотя вылезли наружу, а там семейство местных уже вовсю купалось на солнце. Искупались в Алдане и мы – вода очень теплая! Сварили доширак и стали ждать, пока проснется Саша – наш забросчик. На удивление он вылез из машины только в 9. Ругался, что ночью дважды подъезжали машины и будили его с вопросом: не застрял ли он? Надо было дальше от парома отъехать на ночевку, но у Саши вечером не было сил.

Залезли и потихоньку поехали. Дорога явно лучше вчерашней. По дороге обогнали нашу любимую фуру KARTOFFELN (вскоре так мы обзовем наш катамаран). Примерно в обед показались, наконец, долгожданные горы. Температура прилично упала, ура! Горы весьма агрессивны, особенно когда с равнины въезжаешь в ущелье. Далеко не на каждую гору можно залезть. Проехали первый перевал с крестом и колючей проволокой в качестве памятника (Томпорукский). На нем первая масштабная фотосессия. Стали попадаться маленькие речки – притоки Восточной Хандыги. На одной из них (Атыр-Баса) устроили обед. Вода чистая и холодная, но никто из любителей не купался. Только поели, как начался дождь, а потом ливень. Дорога продолжается вдоль Хандыги по ущелью. Сама Хандыга полноводна и, кажется, без особых препятствий. Тормозились несколько раз для фотографирования.



Потом показался т.н. "Чёрный прижим". Да, впечатляет! Там не то, чтобы отвесные стенки, но очень круто, и река далеко внизу. Дорогу сделали буквально в прошлом году, и она великолепна – выведена в горизонт и выровнена. Вот куда уходит федеральный бюджет. Потом попали на водораздел, где уже нет леса, а только отдельные группы деревьев. К вечеру доехали до Кюбюме, где развилка – южнее уходит старая трасса, а нам северней, по основной. Саша, водитель, обязательно заходит в каждую забегаловку на пути (их раз-два, и обчелся), даже если только что пообедали, и отмечается стаканчиком кофе со сникерсом. Стали лагерем на реке Малая Луговая. Из рыбы - мальки. Вечером пытался идти дождь.




20 июля, понедельник, заброска

Ночью вроде шел дождь. Саша, наш забросчик, утром ходил по реке вверх, но поймал лишь двух рыбок с ладонь. Их зажарили в костре и съели – удовольствия мало. Загрузились и поехали где-то в 10:30 Ближе к обеду был мост через Индигирку и посёлок Усть-Нера в окружении гор – довольно живописно, если бы не дождь и не тотальная разруха и обшарпанность.



В магазине купили продуктов в дорогу и дождались открытия магазина со спиртным в 14:00. Дальше оказалось, что разница с Москвой здесь 7, а не 6 часов. Сама Усть-Нера похожа на Хатангу, только людей побольше. На наших глазах у одного водителя на «шестёрке» отвалилось колесо.

Поехали вдоль реки Нера – ужас! Всё перекопано, вся река от берега до берега. Объём земляных работ впечатляет наши неподготовленные умы. В Нере все так или иначе сидят на золоте. Приехали на Бурустах прилично раньше уговоренных с Николаем (вторым забросчиком на Камазе) 18 часов. Вода в реке мутная, вернулись для обеда на предыдущий небольшой ручей. Поели, снова приехали на Бурустах, походили по мосту минут 15, и вот появился Камаз с кунгом.



Внутри печка, стол, нары. Мы с Мишей поехали спереди, Водень завалился спать, а Вадим фотографировал из люка в потолке кунга. Ехали до привала часа 3.

Бурустах в низовье тоже весь перемыт старателями, до отворотки к прииску Победа. Камаз легко едет через реки, взбирается на горки и т.д. Внутри тепло и сухо. Пару раз останавливались отлить, и приходилось выпускать тех в кунге, т.к. Николай закрывал дверь на навесной замок. Нарубили дров на раму (пока лес строевой), привязали их сверху кунга. На стоянке Вадим с Николаем соревновались в выпивании полночи. Вадим победил, но в результате выпал из процесса на несколько следующих дней.


21 июля, вторник, заброска

Встали опять рано из-за солнца. Место хорошее – старатели сюда не добрались. Сварили чай с дошираком и где-то в 10 выехали. Иногда попадаются указатели с километражом – здесь проходит зимник на Сасыр – Зырянку - Черский. Забавно видеть в лесу эти указатели. Иногда дорога явно накатана, а иногда кажется, что проехали всего 3 раза, но следы есть всегда.



У Камаза, как будто, есть всего 3 передачи: очень медленно, т.е. не быстрее 5 км/ч, средне и быстро, т.е. максимум 20 км/ч. Кажется, что Камаз едет медленно, однако проехали 10, 20 и т.д. километров. Вот, наконец, стали подыматься к перевалу по ручью Облачный шириной аккурат с Камаз. Заметно похолодало. Стали встречаться снежники. Вскоре дорога отошла от ручья и пошла в горы. Там в одном месте был уклон 45 градусов. Перевал – это заболоченный горизонтальный участок.



Из одного ущелья ручей уходит налево, а из соседнего – направо. Обед был в Камазе, дальше поехали в 15:00. Проехали вниз по ручью километров 20, однако, это уже настоящая речка. Часто накрапывает дождь. Ещё ниже Николай уже с опаской переезжал реку – нам уже точно можно плыть. В конце концов, не доехали до Артыка 2 км. Встали под скалой, на которой растёт небольшой лесок. Дров нет, но веток полно, правда, за ними надо ползти вверх по склону. Попрощались с Николаем, отдали 40 т.р. и стали жечь костёр из веточек и николаевских дров. Вадим сходил на реку – рыбу не поймал, хотя место, говорит, хорошее.


22 июля, среда, стоянка 1

Сегодня официальная днёвка, т.е. спим, едим и нехотя собираем шмотки и катамаран. С утра погода вроде ничего, и до дождя успели пересыпать все крупы. С первыми каплями я схватил чай и печеньку и убежал в палатку. У Митрофанова всё готово – «палыч» и закуска, как в ресторане. Под дождь хорошо спалось аж до 17:00. Все потихоньку вылезли в паузу. Сварили еду, доделали катамаран, попили спирту, я слазил на гору ради снимков – вот и весь день. Вода в реке прибывает. Утащили кат подальше. Завтра нам наобещали солнце – как-то не верится.






23 июля, четверг, стоянки 1 – 2

О да, сегодня был геройский день. Все попрятались по палаткам ещё до 10 вечера, все просто зае…ись. А начиналось всё замечательно. С утра хорошая погода. Не спеша собрались, доделали кат. Вадим с Мишей поплыли вниз по Тураху до Артыка 2км, а мы с Андреем пошли напрямки. Залезли на бугор, поверхность хорошая, твёрдая, идти хорошо. Дошли до Артыка за 20 мин, а Артык разлился и выглядит как настоящая, взрослая река, по которой можно легко сплавляться. Дождались тех двоих, и началась физкультура.





Река мощная, кат тяжёлый, если что не так – не удержать. И это уже верховья, тундра. Как мы собрались подниматься по Артыку от трассы?! Один раз Вадим с Мишей зазевались, так Мишу сразу повалило на землю вставшим поперёк потока катом. Ели удержали. Потом уже стали проводить его втроём: один тащит за верёвку, а двое спереди и сзади отталкивают вёслами. В таком режиме осилили только до 18:00. Все в лагере ходили как зомби. Прошли стоянку оленеводов – какой же там срач! Мусор то здесь, то там, валяются вещи, какие то гниющие остатки оленей – жуть. А весной река разольется и унесет это все в океан. Сегодня жгли последний костёр – впереди только газ.




24 июля, пятница, стоянки 2 – 3

Сегодня с утра вроде день обещал быть хорошим. Вроде даже было солнце, и Андрей вылез в 6:40, а мне пришлось вылезти в 7:20. Сожгли последние дрова дяди Коли – всё, дальше дров не будет, только газ, как мы думали. Ан нет, кусты, какие то коряги – всё это собирали на кат и имели костёр на привале и на обеде.



Кстати, обеда было 2, т.к. вышли рано и прошли 2 часа – надо отдохнуть. Второй обед был особенно богат дровами – так не хотелось уходить. После обеда началась морось, а потом пошёл дождь. За 3 часа все вымокли так, что с носа капало. Переоделись в сухое, с большим трудом запалили костёр, выпили «палыча», посушили шмотки и – 8 часов вечера. Что делать? Как досидеть хотя бы до 10 часов? На часах 20:45 а Вадим и Митрофанов уже "спят". Водень сушит свои валенки. Похоже, и мне предстоят 12 часов здорового сна.


25 июля, суббота, стоянки 3 – 4

Т.к. вчера мы с Андреем спалили последние дрова, то сегодня с утра варили кашу на газу. Кажется, это быстрее. Погода не поменялась – кругом облака вперемешку с тучами, но дождя пока нет. Ну ничего, дождь пошёл с паузами в обед, и так и шёл до вечера. Сегодня идти легче – река стала приятнее, вода упала, кустов по берегам почти нет. А может, просто мы вошли в ритм. То тут, то там попадаются напоминания об оленеводах – какие-то палки и даже целые поленья. Вот из таких поленьев и сделали вечером костёр под дождём. Стоим на стрелке Муксу и Артыка под холмом. Завтра надо бы сделать первую ходку с рюкзаками, если позволит погода. Опять пришлось лезть в палатку в 20:30.




26 июля, воскресенье, стоянки 4 – 5 – 4

Зато сегодня в палатку полезли в 23:00, а я – после полуночи. Сегодня встали в 8, погода вроде ничего. Сильный ветер, но без дождя и довольно холодно, 12 градусов с утра. Собирались долго, сдували кат, откладывали вещи и т.д. В результате вышли в 11 с 30 кг рюкзаками. Погода замечательная, как раз для переходов. В тундре разная поверхность: первые 4 км – идеальная, как будто утрамбованная грунтовка. Вторые 4 км – на твёрдую четвёрку. Сухо, твердо, но небольшие кочки. А последние 4 км – ужас, т.е. кочки, болото и прочие прелести.



Но тем не менее сегодня прошли 12 км с грузом и 12 км налегке обратно. Туда 5 часов, оттуда 3. Там устроили типа обед с омлетом и творогом. Обратно пришли просто никакие – ноги не ходят. Вадима даже пришлось туда разгружать, а оттуда он еле дошёл – хромает. Одна радость – костёр. Спалили валявшиеся рядом колобахи.

 


27 июля, понедельник, стоянки 4 – 5

Начиная с самого утра, было ясно, что народ не хочет идти до Сугуна – дойти бы до оставленных вещей. Рюкзаки получились полегче, но у нас с Мишкой не особо. Утром активно палили оставшиеся дрова, т.к. это последний костёр на несколько дней. Погода в принципе ничего, не жарко, но нет ветра и поэтому тучи комаров. Я даже впервые использовал накомарник. Дошли до вещей быстрее вчерашнего – за 4 часа. Я всё порывался идти дальше, но народ не хочет. Поставили палатки в болоте, около р. Дякондя, сделали омлет и пошли спать. Проспали до 21:00, вылезли сделать ужин при шикарном закате. Со всех сторон красивые розовые облака, горы и подсвеченный горный туман. А мы едим горох под «палыча». Завтра нам по спутнику наобещали кратковременные дожди и облачную погоду.




28 июля, вторник, стоянки 5 – 6

Ну вот, мы на Сумуне, правда непонятно, что будет дальше. Надо идти за оставшимися шмотками, но идёт, не прекращая дождь, и вся верхняя одежда мокрая, хоть выжимай. День начался неплохо, без дождя. Как вышли, стал накрапывать, и вот сейчас 23:00, и дождь идёт без пауз. Более того, мы стоим не на коренном берегу, и вода прибывает. Как бы не смыло. От лагеря до Сумуна дошли за 5 часов. Первые 4 км болото и кочки. Дальше начинаются сопки – там поверхность получше, но надо набирать высоту. Спустились круто по ручью в долину Урдана, потом прошли по нему 2 км до стрелки с Сумуном. Ручей, по которому спускались, весьма живописен: скалы, осыпи, но вполне проходим даже с рюкзаками.



Правда никто не фотографировал, т.к. всё сырое, идёт дождь и тепло только тогда, когда двигаешься. Завтра утром нам нужна пауза в пару-тройку часов, чтобы развести костёр и просушить верхнюю одежду и рюкзаки. Тут на ручье кое-где на склонах растут лиственницы, можно набрать сучков на костёр. Получили прогноз на Сасыр, что в 78 км отсюда. Завтра little rain, послезавтра rain, после-после завтра - sun. Так что, может, придётся сидеть здесь до пятницы.


29 июля, среда, стоянки 6 – 5 – 6

Водень был в своём репертуаре – подъём в 6 или типа того. Погода без дождя – ура! Начали сушить все вещи, рюкзаки и т.д. у костра.



Часов в 9 всё было сухо, и встал вопрос, что делать дальше. Вода высокая из-за дождей, реку теперь не перейти, даже ручеёк течёт около палатки. Если мы пойдём за вещами, то можем не перейти Урдан. Кстати, палатку пришлось переставить на новое место повыше, т.к. при дальнейшем повышении вода оказалась бы в тамбуре. В общем, мы с Мишей завалились обратно спать, а Вадим, наоборот, всё торопился. В результате они с Воденем пошли на ручей. Мы их типа должны догнать, а они там будут ждать. Пришлось нам вылезать из палатки и идти за ними, т.к. ведь потеряться могут. Как оказалось, Урдан действительно непереходим. Сильнейшее течение, вода мутная, и выше вчерашней как минимум на полметра. Мы прошли, сколько можно, правым берегом до скалы, а дальше либо переходить реку, либо лезть через скалы. Мы и полезли. Это был ужас, с самого утра и такое, а ведь ещё идти за вещами! Пришлось облезать два прижима, цепляясь за кусты, камни и т.д. В результате, когда догнали тех двоих, у меня уже ноги тряслись.



А дальше проблема, надо перейти реку, а как? Думали, смотрели целых полчаса, в конце перешли хитрым Г-образным манёвром. Потом полезли в горы. Решили не ходить по ручью, а пройти гребнем. Так вроде хорошо, поверхность получше, плюс виды.



Дошли до вещей под дождём, но потом настала пауза как раз под обед. Холодно, сильный ветер, тундра вся залита водой, ручьи вышли из берегов. Пока кипятили воду, наблюдали целую цепочку дождей, идущих мимо. Но надо возвращаться, взяли вещи и печально поковыляли по тундре.



На этот раз взяли левее. Кошмар, мокрые портянки явно натирают ноги, а что делать – надо идти. В общем, кое-как спустились. Дальше опять, как пройти по Урдану? Вадим с Андреем предложили прямо здесь надувать кат и пролететь по реке эти 2 км, но вода вроде немного спала и стала прозрачнее. Стали переходить вброд, всего 5 раз + один раз просочились по скалам. Пришли в лагерь никакие. У меня ноги так давно уже не болели. Я даже сразу залез в палатку как Водень. Через час был чай на костре и чечевица. Завтра у нас выходной – отсыпаемся.


30 июля, четверг, стоянка 6

Подъём был ужасен. Все, хромая, еле-еле подползли к костру утром. Но сегодня выходной и, немного походив, все обратно полезли в палатки. После очередного сна я вдруг решил послушать музыку, а народ стал постепенно собирать кат. Потом мы с Вадимом полезли на другой берег за продолинами для рамы и заодно спилили сухостой на дрова. Потом я пошёл гулять, чтобы расходить ноги. Потом принимал участие в строительстве рамы. Палуба натянулась, странно наползая на один баллон. В строительстве ката главное – верёвка. Её должно быть не менее 50 м, а лучше 75 м. Вечером нарекли кат KARTOFFELN в честь фуры, встреченной на переправе через Алдан. Ах да, ещё потерялась руковица для костра – ужас!




31 июля, пятница, стоянки 6 – 7

С утра снова идёт дождь. Выждали паузу и быстро собрались за час. Катамаран огромен и тяжёл даже без груза – лиственницы тут растут низкие, коренастые, морковкообразные. Привязали рюкзаки по углам, в центр свалили гермы и прочее, уселись и поплыли.



Что-то в катамаранном сплаве, конечно, есть. Сидишь высоко, те валы, которые на Щуке пришлось бы обходить, даже не замечаешь. Как ни странно, но можно маневрировать, не так, конечно, как на Щуке, но вполне вписываемся в повороты. Даже если бортом стукаемся о берег – ничего страшного, просто надо держаться. Были в бывшем гулаговском лагере Сумун. Сначала осмотрели какие-то загоны – для лошадей, видимо. И груду запчастей от каких-то древних тракторов, некоторые из которых вообще, похоже, паровые, судя по размеру цилиндров.





Далее в километре настоящий дом со стенами из местного камня на растворе. Крыша почти везде, конечно, провалилась. Этот единственный каменный дом был гаражом. Для людей, значит, были деревянные… Сохранилось немного колючки.





Вскоре справа по ходу началась наледь. Здесь много мелких проток, приходится проводить.



После наледи Сумун ненадолго входит в настоящий лес, струя несет, как в паводковом сплаве, на коряги и под расчески. На обед встали в устье Кыгыла перед расчёской из наполовину поваленной лиственницы, которую мы потом провели.



Идёт постоянно дождь с небольшими паузами. Горы в тумане, их почти не видно. Всё замёрзли и встали лагерем почти сразу после обеда – в 700 м ниже Мал. Сумуна, впадение которого мы даже не заметили. Странное место: высокий берег с на вырубленными на 80% деревьями. Море пней. Наверное, здесь заготавливались для лагерных нужд. Эти пни выкорчёвываются пинком ноги, но, как ни странно, отлично горят. Сделали почти пионерский костёр из этих пней. Всё просушили даже под дождём. Закоптили сало – сказка!




1 августа, суббота, стоянка 7

Всю ночь лил дождь без перерывов. Перерыв случился в 12 часов. Раньше, часов в 10, под тент заявился Водень и предложил чаю. Мы ответили, что хотим не чаю, а спать. Но он обосновался в тамбуре с моей стороны и стал на газу варить чай. Сварил, попил и ушёл к себе в палатку. Зачем он варил чай именно у нас – загадка. Как только случилась пауза, стали варить обед. Река вздулась, несёт деревья. Вода совершенно мутная. Той косы, к которой мы приставали, нет совершенно. Вадим хотел было сделать фото, достал из гермы аппарат, но он оказался залит водой. Вода и в объективе между линзами. Почему? Кто знает, наверное, неплотно закрутил герму и оставил на улице. После обеда опять был сон до ужина, а после ужина пытались исполнять песни, но как-то вяло, без вовлечения со стороны Миши и Вадима. Зато сейчас на часах почти полночь. Завтра надо бы куда-то плыть. Будем надеяться, что за ночь вода упадёт и просветлится.


2 августа, воскресенье, стоянки 7 – 8

Вода упала сантиметров на 30, однако не просветлилась. Встали утром – вот это да: солнце! Однако кругом угрожающие облака.



Собрались и поплыли. Пока воды немного в протоках, не очень страшно. Маневрируем, проходим,  но, однако, однажды задумались и налетели боком на куст. Один баллон подкинуло вверх, второй стал тонуть, но так и не утонул. Мы вылезли на берег, вытянули кат. Дальше была мрачная наледь, точнее то, что от неё осталось, и дальше огромные поля разбоев.



Многочисленные русла в одной огромной плоской долине. Наверное, там тоже должна быть наледь. Сначала плыли, а под конец уже проводили кат. На выходе из долины появились неприятные большие валуны. Вода мутная, налетаешь на них, разворачивает боком и тащит вниз, и ты собираешь все остальные валуны. Ладно, протащились кое-как. Обед устроили на выходе из гор, на входе в лес.



Дождь идёт периодически. В паузах синее небо и иногда даже солнце. Дальше вошли в лес, река потекла одним руслом. Эх, там такие валы, на них подбрасывает, только держись! Весьма впечатляет и то, как наш кат все эти валы проглатывает. В конце концов, дошли до каньона, точнее скал. Вылезли осмотреть, и нам с Мишей что-то всё сильно не понравилось. Это порог №1.




Сильное течение, плохой берег для чалки, струя в скалу и т.д. Поэтому решили обносить. Вадиму и Андрею это сильно не понравилось, т.к. кат пришлось тащить через гору. Вадим уверял, что всё это вполне проходится. Стали лагерем за второй скалой, завтра ещё пройти несколько километров таких препятствий и всё. Пройдём?

После, пройдя остальные пороги каньона, и возвращаясь в мыслях к этому, первому, понимаем, что теперь-то обносить его бы не стали. Но тогда еще опыта и уверенности не доставало, решили перебздеть, что правильно.


3 августа, понедельник, стоянки 8 – 9

Встали примерно в 9. Висит облако над нами, и мы в нём. Идёт мелкая морось – мерзкая, сырая погода. Встали, потоптались у костра и решили ждать до обеда, может облако уйдёт. Сварили кашу и разошлись по палаткам до 12. В 12 мало что изменилось, но вроде меньше сырости. Прошли немного вперёд, осмотрели скалу №3, спланировали ход катамарана и поплыли. Держались центра, а надо было правее. В результате левый баллон влетел в отбой от скалы. Катамаран тряхнуло, впереди сидящих окатило водой, но ничего, прошли. Дальше был сплошной спортивный сплав с осмотрами, маневрами и т.д. Эти последние 5 км до выхода на равнину  шли 4-5 часов. Опыта у нас явно прибавилось. Теперь даже попадаем куда надо и трезво оцениваем свои силы. Совершаем манёвры уклонения от скальных стенок и даже ни разу не обносили как в прошлый день. Самый скверный порог, поворот на 90 градусов с отбоем от зубчатой скалы и падением метра 3, мы протащили по правой канализации. Вадим оценил этот порог как 4 к.с. Пройти его можно, наверное, только телемарком, но это пока не для нас. Это порог №2.


За ним был порог №3, где нужно было строго держаться выбранной траектории, уворачиваясь от обливняков и прижимов.


Еще на последнем препятствии пришлось проводить кат из-за разлива реки и многочисленных мелких сливов. Точнее слив достаточной глубины все же один был, но под правым берегом, а там расческа и обливняк под ней. А так - да, всё прошли. Так что нам можно засчитывать 3 категорию. Какое счастье, выйти на равнину и видеть горизонт – какое облегчение после скал, которые целый день зажимали нас со всех сторон… Река течёт очень быстро (14 км/ч на плесах), сначала одним руслом со спортивными сливами и шиверами с метровыми валами. Потом потихоньку расходится на протоки, но скорость не уменьшается – уменьшается количество воды. Начинаем задевать дно, иногда, когда не угадали с протокой, приходится заниматься проводкой. Встали возле реперного пункта "Динамо" на острове. Может, завтра сходим посмотреть, что это. Завтра нас ждёт грандиозная наледь. Передали прогноз на Сасыр – два дня солнца. Впрочем, прогноз, как правило, не сбывается. А может, здесь свой микроклимат.


4 августа, вторник, стоянки 9 – 10

Встали чуть позже 9 часов, вышли в 11. Удивительно, с утра солнце, и впервые видно небо с самого утра. День обещал быть хорошим – так и было.





Тепло, народ надел жилеты поверх футболок. Река постепенно разбивается на протоки, но воды пока хватает. Практически всё время плывём. На обед встали перед последними лиственницами перед наледью. Она уже видна там впереди.



Решили плыть по протокам как можно ближе к горам, т.е. севернее. Так и плыли. Воды всё меньше, проводок всё больше. В конце оказались в протоке, в которую кат уже не влезает – баллоны стоят на берегах. Вся эта наледная поляна представляет собой голую, плоскую и изрытую протоками практически безжизненную долину. Кое-где лишь видны кусты, да и то их, похоже, принесло. Часть этой долины занимает наледь. Где-то через 1,5 часа после обеда мы достигли гор на севере и слились с речкой Тарын-Юрях. В ней вода как бы темная, болотная – берет начало и течет в долине, не в горах. После слияния в одном русле текут 2 струи разных цветов. Плывем спокойно, течение 5-7 км/ч. Слева скалы, справа наледь. С краю она толщиной метра два, и кто знает, сколько в центре. Она активно тает, с неё струятся ручейки и иногда слышны пушечные выстрелы обрушающихся кусков. Река промыла огромный проход. Никаких ледяных каньонов и тем более ухода под лёд. Всё чинно и спокойно. Это было, пожалуй, лучшее место за поход: скалы с останцами, спокойная река в середине и наледь с другой стороны.





Наледь была длиной километра 2. После наледи река опять разбивается на протоки, на этот раз поглубже. Выходили лишь 2 раза. И вот, наконец, всё это объединяется в одном русле, незаметно сливается с Улахан-Нагаином, и получается Рассоха.



Много воды. Когда шли дожди, видно, что вода шла прямо через лес как весной. Берега низкие, покрытые грязью. Но что делать – пришлось вставать лагерем в этом болоте. Нашли небольшой пятачок и встали скученно.


5 августа, среда, стоянки 10 – 11

Место хреновое, надо отсюда уходить вне зависимости от погоды. Но погода радует с утра, почти солнце. По этой причине вышли уже в 10. Рассоха течёт первые километры в разливах. От берега до берега несколько проток, но везде есть вода, и сесть на мель надо постараться. Вот, наконец, вошли непосредственно в горы, и река потекла одним руслом. Подумать только: всего 100 км от истока и столько воды, и такая ширина. Горы живописны, почти как на Котуйкане, только с лесом. Останцев, правда, не такое количество и они не так красивы, но сравнивать можно. Река течёт спокойно и быстро, на перекатах 15 км/ч. Мы сидим на кате и лениво изредка поправляем нос вёслами. Митрофанов сказал, что это первый день по-настоящему ленивого отдыха. Светит солнце, дует ветерок, река бежит, мы любуемся пейзажами по сторонам – красота!





Вода, правда, мутная. Особенно это заметно на впадении ручьёв. На одном из них, под названием Чигас, наловили не менее 5 кг рыбы: 5 ленков и 7 хариусов. Ленки стояли в струе ручья немного повыше в паре сотен метров от устья, а хариусы в месте впадения в прозрачной воде ручья. Ура, наконец-то у нас есть рыба! По такому случаю решили сделать полуднёвку в устье Хаханди и заодно половить рыбу и там. Река впадает ужасно несколькими протоками, какой-то вывороченный лес кругом, никаких ровных полочек, везде крупные камни. Но вода – просто чудо, прозрачная и с глубоким зеленоватым оттенком. Пошли покидать, добыли ещё 5 хариусов с 3-х попыток. Был поздний обед в 4 часа. На нём была уха из ленка и жареный ленок. На ужин была гречка с почти готовым сугудаем, которого сделали целый бидон из-под шариков. Поздним вечером закоптили ещё трех хариусов на завтра. Под вечер показались плотные облака, и дохнуло влагой – кажется, дождь собирается.




6 августа, четверг, стоянки 11 – 12

Да, действительно, ночью был небольшой дождь, который, тем не менее, намочил все кусты кругом. Утром все куда-то молча торопились, но, несмотря на это, вышли почти в 11. Плывём себе потихоньку. Река бежит, и даже на плёсах скорость не бывает ниже 5 км/ч. Единое русло бывает не всегда, чаще река разбивается на протоки, и надо постоянно выбирать нужную и оплывать многочисленные мели. Горы подходят то ближе, и тогда появляются скалы и обрывы, то дальше, и тогда река дробится на протоки, но вода есть всегда.



Сегодня опять хорошая погода. Мы уже начинаем привыкать. То солнце, то туча, но иногда довольно холодный ветер. Но когда его нет, то жарко. Комаров почти нет, если сравнивать с тем, как это обычно бывает. По реке можно плыть вообще голым, а на берегу есть немного. Сегодня плывём только до обеда, а обед совмещаем с лагерем. Стоим на Серечене. После обеда не выдержал никто, кроме Вадима – только он не полез в палатку. Ближе к вечеру показалась дождевая туча и закапал слабый дождик. Но это почти не повлияло на мои планы залезть на ближайшую гору. Оттуда были замечательные виды на долину, дожди спереди и сзади, радугу и окрестные горы. На ужин были жареные рыжие маслята. Вечером искупался и спас сугудай.






7 августа, пятница, стоянки 12 – 13

С утра жарит солнце. Замечательно также то, что нет каши, т.к. решили съесть творог. Творог гораздо лучше водневской каши по утрам, причём любой. Вадим с утра на реке поймал что-то около 6 шт. хариусов. Остальные маются бездельем и жарой. Выход назначен на после обеда, т.к. плывём слишком резво – река так несёт, что приходится делать полуднёвки. 25 км проходим за 3-4 часа, практически не трогая вёсел. С утра на небе ни облачка, но в обед нарисовалась туча, которая потом переросла аж в грозу с громом и молниями. Даже пришлось притормозить на полчаса, чтобы пропустить её вперёд. В вадимов сугудай хотели было добавить уксуса и случайно перевернули бидон, оттуда старый рассол вытек наполовину прямо на палубу. Сугудай просто разваливается, видимо, из-за того, что полдня стоял практически на солнце. Надо ставить в тень. А может, действительно уксуса очень мало. Когда прошли положенную планом норму в 24 км, стали искать место. С третьего раза нашли полку с тополями и песочком, присыпанным листвой. Вадим бухнул слишком много риса, и нам с Мишей пришлось оставлять его назавтра. Потом были долгие дискуссии у костра, и удалось досидеть аж до 10 часов, что при данных обстоятельствах очень хорошо. Пытался звонить в Норильск – связь паршивая и через минуту пропадает. Завтра у нас опять полуднёвка, т.к. надо пройти всего 21 км – ужас! Может послезавтра будет повеселей, т.к. нам обещают каньон и пороги.




8 августа, суббота, стоянки 13 – 14

Сегодня утром не было каши – мы с Мишей доедали вчерашний рис. С утра жара. Чистое небо, но ближе к обеду на горизонте начали появляться несколько гроз. Одна угрожающе приближалась в обед, что заставило нас спешно собрать палатки. Вадим с утра ходил за рыбой и видел медведя, который переплывал реку на его берег. Он быстро свернулся и спешно вернулся в лагерь. Вышли почти в 15:00. Река всё также быстро течёт и периодически ветвится в рукава.



Через 2 часа дошли до Булкута и его наледи. Наледь не такая мощная и обширная как предыдущая, но всё равно впечатляет, особенно на фоне гор хребта Арга-Тас. Там сделали остановку. Всё, кроме Вадима, ломанулись на экскурсию и фотосессии, а Вадим надёргал 4-х хариусов на сливах.





Потихоньку подошли к каньону с порогами. Встали на предпоследней косе. Место так себе, но лучше ничего нет пока. Сегодня досидели аж до 12 часов – настоящий рекорд. А всё потому, что завтра днёвка. У меня экскурсия на гору, если погода позволит, другие пойдут смотреть на порог, а Андрей скорей всего останется в лагере. Хотели встать в месте, отмеченном в отчёте 80-х годов, но русло, похоже, поменялось, и туда не подойти. День закончился макаронами с ядрёной горчицей и жареным ленком. На утро есть копчёные хариусы.




9 августа, воскресенье, стоянка 14

С самого утра день жаркий и ленивый. Проснулись из-за жары – это солнце вышло из-за горы и нагрело палатку. Через полчаса спать стало невозможно. Постепенно установилась изнуряющая жара. В 11, когда все уже поели, стало ясно, что надо что-то делать или идти спать, но спать невозможно. Я решил залезть на гору, а Вадим посмотреть на порог за поворотом под горой. Пошли вместе, дошли до горы, залезли чуть-чуть, потом ещё, и в итоге Вадим полез со мной на гору. Внизу камни хорошие, крупные и устойчивые, правда, много беломошника, скрывающего поверхность. В середине эти камни идут много круче, а последняя треть – это почти живая осыпь. Почти каждый камень шатается. Но, тем не менее, залезли, посмотрели на Рассоху с одной и с другой стороны. Да, дальше будет повеселее, но вроде никакого криминала. На горе гребня почти нет – с одной стороны быстро начинается склон, с другой – обрывы.





Полежали там на 5 кв. м беломошника, пофотографировали, сходили взад-вперёд и стали спускаться вниз. А спускаться сложнее, любые камни едут, на 4-х точках двигаться утомительно. Но ничего, спустились. Под горой течёт ручей, пришлось мне снимать ботинки и переходить, потом ещё и какое-то болото и т.д. В результате пришел в лагерь босиком. Митрофанов и Водень бездельничали все эти 5,5 часов: купались (впервые, много раз за день, вода прогрелась градусов до 12) и валялись в тени. Через час мы с Вадимом оклемались и отправились ловить рыбу под гору. Наловили килограммов 5. Опять чистить, потрошить и т.д. Мы не обедали, но есть совершенно не хочется. А тут вечером надо и вчерашнюю рыбу, и сугудай, и наварили чечевицы, и Вадим пожарил крупного ленка. Все наелись так, что даже Водень часть чечевицы отдал чайкам, а Митрофанов сказал, что всё, завтра рыбу не ловим, а спасаем бидон сугудая. Спать пошли, когда стемнело. Днем в 15 м от нашей палатки обнаружились медвежьи следы, то ли вчерашние, то ли позавчерашние. Все спят с фальшфеерами в обнимку. Завтра у нас "каньон" и пороги.


10 августа, понедельник, стоянки 14 – 15

Встали по солнцу часов кто в 7, а кто в 8. Новых медвежьих следов не появилось. Собрались и вышли аж в 10 часов. Погода идеальная – солнце, жарко и облака, тень. Правда, потом стали набегать небольшие дождевые облака. Вечером одно такое облако хорошо задело стоянку. Поплыли в ущелье.





Первый "порог" представляет собой просто струю, которая по касательной бьёт в скалу. Там, правда, за скалой есть ещё и большой камень. В нашу воду это проходится без осмотра, но мы походили, посмотрели. Второй слив под красной скалой вообще не имеет никаких препятствий, но красиво: скала, слив и чаша. Третий слив представляет собой сужение, очень быстрое течение и хорошие метровые валы на выходе. Далее в отчёте 80-х годов было написано, что каты проносятся со свистом по канализации, однако самое интересное только начиналось. За дальним поворотом идёт серия чистых сливов, т.е. без камней и сложных маневров, но с метровыми валами и сбойкой струй с косыми валами. Всё очень здорово по нашей воде. Мы получили настоящее удовольствие в этих сливах.



Жаль, быстро кончилось. Но вот и всё, вроде пройден последний слив и мы выходим на равнину и тут... настоящий порог, т.е. ступень из скал поперёк реки. За этой ступенькой нехилая бочка. Вот это был действительно порог. Нас чуть не катапультировало с ката. Непонятно, как удержался незакреплённый сугудай.



Таких ступеней было две, первая – менее выраженная. А с воды вроде ничего страшного – нет грозных скал, обрывов и т.д. Ступени на расстоянии менее 500 м друг от друга перед островом на выходе из гор (вроде как). Потом был ещё хороший слив тоже со скальными выходами и бочкой, но не поперёк реки, а локально. Мы туда почти попали левым баллоном. Встали на плавном повороте на высоком берегу под сливом. Отличный прощальный вид на Момский хребет.



Вечером ходил фотографировать последний порог с бочкой. Завтра будет равнинная часть, где надо пройти ~30 км.


11 августа, вторник, стоянки 15 – 16

Встали относительно рано, хотя ни солнца, ни необходимости не было. Что-то всё было как-то быстро, поэтому в 10:15 уже плыли. Река течёт в разливах, нужно всё время высматривать правильный слив. После обеда начались многочисленные завалы по берегам. Брёвна и кусты плотными слоями на берегах везде, но плывётся совершенно спокойно. В русле никаких препятствий нет. Появились эти самые чозении. Говорят, на Колыме они доминируют. Река продолжает резво бежать, хотя перепад явно уменьшился, и появилось больше плёсов, а на сливах нет метровых валов.



В обед у нас была сильная гроза. Сначала остановились, чтобы пропустить её, но когда стало ясно, что зацепит, Миша стал ставить тент от палатки. И как раз вовремя: только поставил, только сварили чай – и тут ливануло. Ливень был не то чтобы сильным, но молнии и гром – весьма. Один раз бахнуло метрах в ста. Переживали за оставленный вертикально спиннинг. Через час засветило солнце. Мы вылезли, и... катамаран стоит в луже, сухая протока полна воды. Разве может вода от грозы так быстро прибывать? Оказывается, да. Когда прошли ~40 км, стали искать место для лагеря. Нашли косу с заводью. В заводь воткнули (первый раз) сетку Вадима. Сами стали коптить сало и одного пойманного ленка на дровах из завала. Пошёл дождь, все почти промокли. Через 2 часа прекратился. Когда я залезал в палатку, начинал дуть сильный ветер безо всякой причины. Лежу сейчас, пишу, а палатка ходуном. Как спать?


12 августа, среда, стоянка 16

Да уж... Был сильнейший ветер. Палатку норовило унести. При сильных порывах чувствовалось, как приподнимается пол. Ночью 3 раза вырывало колышек с моей стороны в тамбуре. Как ни странно, но всё это было при несильном дожде. Кусты ни разу не мокрые, хотя дождь шёл пол ночи и частично утром. А утром Андрей даже кашу варить не стал, т.к. было ясно, что с таким ветром кат неуправляем. Шевелиться начали только в обед. Поставили кат боком, прислонив к кустам для защиты от ветра, и стали варить супчики.



Вчера вечером поставленная сетка полна рыбы: 8 хариусов и 12 этих странных чукучанов. Цилиндрическая рыбина с ртом-сердечком на нижней части головы. Что-то вроде сомика, но без усов, зато с толстенными губами. Мясо очень нежное, но не особо вкусное, шкура тонкая, без чешуи, но полно тонких вилочковых костей. 4-х закоптили непотрошеных, затем 4-х потрошеных, чтобы сделать посуше. Их надо потрошить и держать подольше, чтобы подсохли. 4-х последних решили завтра жарить. Ближе к вечеру ветер, наконец, стих, также получили прогноз – теперь у нас будет 8-10 градусов, облачно.  Ходили в лес по грибы: набрали маслят, уже не рыжих, а белых, козлят, рогаликов. Весь вечер народ слонялся: чем бы заняться. И как результат, спать пошли в 20:00. Завтра было бы неплохо сделать полный ходовой день.


13 августа, четверг, стоянки 16 – 17

Ночью Митрофанов устроил концерт. Жареные грибы ели все, но только Миша посреди ночи стал опустошать желудок аж 9 раз и в 2 захода в кусты. Пришлось ему пить уголь. У остальных – всё нормально. Миша с утра еле встал. Гребёт еле-еле, питается одним сухариком,  но после обеда получше. Вечером он осмелился даже сугудай с палычем отведать. Река слегка поменялась: теперь это единое русло с медленными поворотами. Берега немного странные – целые поля горелых мёртвых деревьев. Не очень весёлый пейзаж, учитывая пасмурную погоду "в ожидании дождя". Радует лишь не слабеющее течение. Также стал задувать ветерок. Сегодня все впервые гребли весь день и прошли аж 50 км. Осталось 35 км до Ясачной. Обед был почти на самом завале. Там стволы деревьев торчат прямо из гальки во все стороны, как полоса препятствий для пехоты.



Лагерем встали на косе в кустах. Весь вечер идёт небольшой дождик, превращая все кусты в потенциальный душ. Завтра надо попробовать дойти до Ясачной.


14 августа, пятница, стоянки 17 – 18

Со вчерашнего вечера народ настроился серьёзно. Была утренняя каша и прочие прелести. И всё это несмотря на сильный ветер с дождём. Андрей с Вадимом сказали, что всё, идём несмотря ни на что! Ну ладно, собрались, поплыли. Миша надел на себя, как он сказал, всё что есть, т. к. 10 градусов с дождём проморозят всё, что хочешь. Андрей выглядел как космонавт в 3-х капюшонах. Характер реки не поменялся, струя уходит то под левый берег, то под правый в петлях. Хотя вся река течёт. Скорость течения километров 5. Но когда ветер дует в лицо, катамаран перестаёт двигаться относительно воды, а иногда и идёт назад. Приходилось изматывающе, и иногда и просто бесполезно молотить вёслами, благо холод способствует. За 2,5 часа умудрились пройти аж 23км, что сомнительно. Скорей всего карта, по которой ставился километраж, отличается от реальности. Мы где-то срезали как минимум одну петлю. В общем, к обеду народ окончательно задолбался, промок и замёрз. Встали, конечно, в первом попавшемся месте, т.к. Андрей услышал фразу "начинаем смотреть место". Они с Вадимом ткнули пальцем в первые же попавшиеся лиственницы, и вот мы стоим в лесу. Плюс стоянки только один – есть лиственничные дрова. Сначала все долго сушились, потом делали обед, потом занимались кто чем. Я спал. Далее сварили компот из остатков кураги и стакана голубики с изюмом. Потом коптили сало и ужинали. Вечером даже пробилось сквозь листву закатное солнце. Ветер после обеда стих. Зачем мы плыли в ветер, когда можно было подождать и плыть без – загадка...




15 августа, суббота, стоянки 18 – 19

Очень странно – утром чудесная погода. На небе ни облачка, даже ветра нет. Ну ладно, с подозрением собрались и поплыли. Через 1,5 часа были на Ясачной. Вода в Ясачной чистая, а в Рассохе – мутная, с мусором после дождей. На стрелке стояли какие-то лодки, но людей невидно. Даже собака гавкнула, только когда мы уже проплыли. На удивление течение в Ясачной – 3-4 км/ч. Под вёслами без ветра наша скорость 8 км/ч. Светит яростное солнце, но холодно, как только дунет ветерок. Миша наконец-то не ленится и вовремя табанит, поэтому нос относительно прямо теперь всегда. До обеда прошли неожиданно 23 км. Стали проезжать лодки. Как ни странно, никто не стремится подъехать и спросить: кто мы и откуда. Такое впечатление, что туристы на катах здесь обычное дело. После обеда течение, похоже, ещё больше ускорилось, и решили останавливаться уже после Нелемного. Приблизились к посёлку – живой, есть котельная, какой-то клуб или типа того. Проплывали нижний причал, как вдруг нас окликнул мужик. Мы пристали, оказалось, он собрался нас забирать с Рассохи, т.к. Митрофанов вчера, опасаясь затяжных ветров, позвонил в Зырянку и спросил о возможности организовать лодку, а там поняли, что лодка нам нужна прямо сейчас и позвонили в Нелемное. В общем, поговорили, но никто не запомнил, как его зовут. Говорит, что здесь живут ~300 человек, есть кочегарка, детский сад, даже, кажется, школа, а больше работы нет. В советские времена были олени, сейчас, конечно, ничего. Сотовой связи нет, но с определённого пригорка достаёт до Зырянки. В конце он дал нам мешок небольшой рыбы под названием чебак. Попробовали – надо есть под пиво. Попрощались и поплыли дальше. Встали в 3-х км ниже Нелемного.



Ночью было северное сияние. Начиналось как обычно – я всё думал: это сияние или облако? Потом казалось, что это просто дым с Нелемного, но когда подошел обратно к лагерю – началось. Быстрые, динамичные изменения с лучами и сполохами во всё небо. Я так обрадовался этому после получасового гадания, а не облако ли это, что начал звать народ из палаток, но вылез только Вадим. Второй поход подряд я под конец вижу сияние, к чему бы это? В общем, до Зырянки ~48 км и два дня, воскресенье и понедельник.


16 августа, воскресенье, стоянки 19 – 20

Встали в 8, вышли в 10 или даже ещё раньше. День похож на вчерашний, только ветер иногда тормозит, да на небе дымка. Хотели половить рыбу на виске (небольшая протока, обычно узкая и длинная, полна щукой), но мы её так и не нашли – с воды не видно, а навигатор со снимками было лень доставать. Ну и ладно, у нас есть ещё вторая впереди, и как раз в обед мы до неё и дошли. Мы с Вадимом на кате начали пытаться пропихнуться по этой виске вглубь – удовольствия мало. Там и на байдарке будет трудновато. Потом Вадим сошел на берег и поймал щучку на 1кг. Вернулись, отобедали и стали кидать прямо с берега в смешение чистой воды с виски и жидкой грязи Ясачной прямо при впадении. Вот тут-то они все и стояли – одна 2 кг, вторая 3кг и два окуня. Всё это пришлось чистить на одном из перерывов после обеда, а вечером жарить на остатках масла. Жареная рыба великолепна, но возня стоит того? Возможно, было бы проще чистить не ножом, а специальной тулзой. В следующий раз надо взять вместе с противнем. Также вечером были грибы, жаренные с сухом луком. Да, да, сухой лук оказывается тоже можно жарить, и получается даже хорошо. Стоим в 7 км от Зырянки. Оттуда постоянно доносится какой-то шум. Наконец-то тот загадочный дизель Митрофанова теперь слышат все. Ах да, до обеда нас обогнал мужик, с которым мы разговаривали в Нелемном, и дал нам пелядь и сига килограмма по 3, они пошли в сугудай. Ладно, завтра в цивилизацию.


17 августа, понедельник, стоянка 20 – финиш

Утром, как обычно в последнее время, Миша содрал с палатки тент, пока я там лежал. Сварили молочные макароны с омлетом, которые не съели даже на четверть. Была ещё вечерняя рыба. День хороший, облачка безвредные и солнце, но не более 15 градусов и ветер. Вышли в 10:52 из-за всевозможных пакетов и сумок, которые надо было перебрать, и сжечь более ненужное. Ветер встречный, солнце. Течение хорошее в протоке. Как только вышли на соединение с основным руслом, так сразу резко упала скорость до 4,5 км/ч. Если на реке скорость была 9 км/ч, то можно сказать, что скорость течения на Ясачной 4-5 км/ч при воде выше средней. Колыма огромна и вся течёт. Иногда течение подходит под берег и тогда местные пацаны начинают ловить чебака прямо с берега на спиннинг, что мы и наблюдали. Зырянка, конечно, далеко не Нелемное. Зырянка – это 3 основных массива. Один – как-бы хутор, который обозначен на картах как Верхнеколымск. Второй – промышленный район с углём, баржами и т.д.



Третий – жилой район, выходящий одной стороной на Колыму. Еще есть микрорайон на другом берегу Ясачной, туда ходит муниципальный паром. Напротив огромного склада на другой стороне Ясачной увидели заиленную самоходную баржу СТ-520 – да, впечатляет. Оттуда сверху открываются хорошие виды на местный порт. Мы причалили прямо под ограду аэропорта с ВПП на косе.



Оказалось, что полетит не Ан-140, а Ан-24 (кто бы сомневался). Там мы просушились, собрались и вызвали Вадима Олеговича – начальника филиала Полярных Авиалиний в Зырянке. Он приехал на праворульной тойоте и отвёз нас в профилакторий для пилотов за 1000 руб на человека в сутки. В гостинице была кухня и душ. После заселения пошли в местные магазины за пивом. Со второго раза нашли непросроченное Жигулёвское плюс китайское пиво Дао на пробу. Пошли на пляж, с трудом нашли относительно чистый кусок и прикончили чебака – так вроде ничего, однако много времени уходит на чистку. Вечером в 9 часов пришёл сам Вадим Олегович, очень мило побеседовали. Радует, что человек везде вроде был, а глаза всё равно горят по поводу новых мест. По Рассохе сплавлялся аж дважды. Очень интеллигентный человек.


18 августа, вторник

Утром пошли гулять по Зырянке. Все, кроме Воденя – он остался спать в гостинице. Вчерашнее общение оказалось слишком насыщенным. Краеведческий музей был закрыт, но вызвонили почему-то директора музыкальной школы, юкагирку, которая открыла музей и провела экскурсию. Нотки недолюбливания якутов проскакивали неоднократно. Купили в магазине копченого сига и подарили Воденю в честь его дня рождения. Из гостиницы никто не выгонял в 12, сидели до самолета, который должен был быть по расписанию в 17:35 (до аэропорта 200 м). Стали поступать слухи, что самолет может сегодня и не прилететь – у а/к «Якутия», как обычно, не хватает самолетов на все запланированные рейсы. Мы все пролетаем тогда с утренним рейсом Аэрофлота на Москву. Особенно опечалился Вадим, у которого невозвратный билет. Позвонили в магазин, где покупали сига, узнать, не подвезут ли еще (он был последний). Не привезут, зато продавщица сказала, что самолет все-таки вылетел из Якутска. Находясь практически в аэропорту, добрую весть узнали не тут, а от продавщицы продуктового магазина. Долго паковались, чтобы уложиться в 20 + 5 кг без доплаты. Нам это удалось, но наглые сотрудники аэропорта заявили, что у них нет ручной клади, все – багаж, и больше 20 – перегруз. Пришлось заплатить 4000 руб, которые, правда, спустя 2 месяца, удалось вернуть после жалобы на e-mail. В Якутск прилетели только в 23 ч. Спасибо Айдару, договорился со сторожем своего склада, что тот пустит нас переночевать.




19 августа, среда

В 4:30 уже подъем, а перед сном были опять долгие перепаковки, т.к. в Аэрофлоте с весом проблем нет (23+10), но жесткие ограничения на объем и количество мест. Сделали 4 места ручной клади, утянули 3 рюкзака в багаж (158 по сумме), а четвертым местом сдали длинные весла. Обошлось без переплаты! Правда, в Шереметьево весла забирали на стойке негабаритного багажа, где удивились, что у нас их пропустили без оплаты. Да, катамаранные весла – проблема для авиаперевозки. Причем наши еще разборные были! Попрощались в 9 утра: Митрофанов – домой и на работу, остальные – на Сапсан и в Питер.



наверх

Материальное оснащение группы


Перечень специального снаряжения

Групповое: Катамаран Таймыр-500 (производство Вольный Ветер) – 1 шт., палатка Marmot Limelight 4P – 1 шт. (использовалась также как тент), 2 палатки одноместных (для храпунов!), GPS – 2 шт., компас (на случай отказа GPS), спутниковый телефон Iridium в Peli-кейсе с запасной батареей, спасжилеты - 4 шт., газовая горелка Kovea KB-1109 Spider, 6 баллонов газа по 450 гр. Kovea, алюминиевая кастрюлька для газа, 3 титановых кана (один из них превращается в коптилку путем установки специальных решеток), титановый таганок, фотокамеры Olympus TG820 и Sony rx100 mk2 для фото и видео, 2 спиннинга, сеть рыболовная, 4 фальшфеера.


Особенности личного и общественного снаряжения и комментарии к ним

Главной особенностью для нас стало использование катамарана. Поскольку пешка планировалась небольшая, да еще и вначале маршрута – решили ходить в две ходки, поэтому особой экономии веса не добивались. Так, вдобавок к 4-местной палатке взяли 2 однушки для храпунов, чтобы всем было комфортно спать.

По погодным условиям первая часть похода походила на наши обычные майские походы, но мы и снарядились соответственно. Ошибся я только со спальником: 800-граммовый синтетический все же не для этой местности, часто подмерзал по ночам.

Газа мы взяли из расчета, что в тундре костров не будет, да еще и с запасом. Из 6 баллонов по 450 гр. 4 приехали в Зырянку нетронутыми. Кроме стоянки №5 на Дяконде, всегда можно было насобирать на костер либо сухих кустов, либо каких-либо подарков от оленеводов. Другое дело, что иногда погода или лень не позволяли это делать.


Особенности и весовые характеристики питания



основная раскладка кг место
макароны 2.4 якутск
гречка 2 якутск
чечевица 2 спб-авиа
горох 2 якутск
рис вечер 2 якутск
рис утро 1 якутск
пшено 2 якутск
кукурузная 2 якутск
овсянка 1 якутск
манка 1 якутск
супы 46 п. 5 спб-груз
колбаса 4 мск-авиа
сало 3 спб-авиа
сыр 4 спб-авиа
соевый соус 0.5 якутск
чай 1 спб-груз
кофе 0.2 мск-авиа
сахар 4 якутск
сухое молоко 2 мск-авиа
масло топленое 1.5 мск-авиа
масло подсолнечное   якутск
сухие сливки 0.4 мск-авиа
шоколад 4 мск-авиа
карамель 2 якутск
лук 2 якутск
чеснок 0.5 якутск
соль 2 якутск
специи, сушеный лук 0.4 спб-авиа
уксусная эссенция 0.1 якутск
орехи 1 мск-авиа
курага 1 мск-авиа
сухари 2 спб-авиа
  58  
дней 28  
кг в день/на чел 0.52  
бонусы    
сублим. творог 12 п. спб-авиа
сублим. омлет 12 п. спб-авиа
желтые шарики 1 банка спб-груз
хлеб 3 б. усть-нера
кетчуп 2 п. якутск
майонез 2 п. якутск
спирт 10 л 8 кг мск-груз


Утром – пшено/кукурузная/манка/овсянка на сухом молоке + по кусочку сыра.

Обед – по два пакета супа «Домашнее Бистро».

Ужин – рожки/гречка/рис/горох/чечевица.

Колбаса, сало, шоколад, карамель – по мере необходимости в обед или ужин, в зависимости от наличия рыбы и степени голодности.

Орехи и курага – для поддержания сил в трудные минуты.

Желтые шарики – это фетиш. Сушеные нано-яблоки в белом бидоне с желтой крышкой, без них нельзя. Впрочем, они могут быть не только желтыми, и необязательно яблоками.

Первых хариусов мы поймали в Турахе, а потом пошли дожди, и в мутной воде не ловилось ничего, ни в Артыке, ни в Сумуне! Как только появилась прозрачная вода (в первом же небольшом притоки Рассохи) – проблем с рыбой не стало.

В горах ловились только хариусы и ленки. В равнинной части – попались в сетку чукучаны. В Ясачной ловятся самые разные виды рыб, нас угощали чебаком, пелядью, сигом. В устье виски наловили щук.

Грибов было немного. 2-3 раза – оранжевые маслята, разок – светлые. Единожды – козлята и рогалики. Ягода: черника (редкая и мелкая) и морошка, причем местами даже переспелая.



наверх

Смета похода


  на одного на всех
перелет Москва – Якутск - Москва 30 000  
перелет Зырянка – Якутск 15 000  
микроавтобус Якутск - Бурустах   60 000
Камаз Бурустах – Турах   40 000
груз Москва – Якутск (вагон+авто)   8 000
питание   60 000
симка Iridium   8 000
гостиница в Зырянке   4 000
итого  45 000 180 000
итого на человека 90 000 руб  


Итоги, выводы, рекомендации


Маршрут и местность, в-целом, очень понравились. Очень красиво. Тем более, в горах мы раньше не бывали, исключая Анабарское плато и Путораны. При этом горы весьма умеренно спортивные, как для пешки, так и для сплава, что хорошо для нас.
Маршрут недлинный, но весьма разнообразный. Пейзажи радикально меняются иногда даже в течение дня. Особенно впечатлил резкий спуск в долину Урдана, в горы и лес – после пешки по голой тундре.
На удивление, было мало насекомых. Паутов не было вообще, комаров – от мало до умеренно, мошка появлялась нечасто и была вполне культурна. Наверное, так бывает не всегда.
Вроде бы в этих краях полно медведей – так у нас только Вадим видел один раз, отойдя со стоянки на рыбалку. Пару раз видели лосей, много раз – куропаток и различных мелких грызунов типа бурундука и евражки.

Маршрут с удовольствием рекомендую к повторению: дядя Коля с Камазом ждет ваших звонков!