| |||||||||
|
Катанга-2005Озерная - Кусман - Катанга - Подкаменная Тунгуска - ГПЗ ТунгусскийИркутская обл. - Красноярский край, 15 июля - 12 августа 2005 года
Участники похода
График движения
Общая информация, впечатления и комментарииМысли о том, чтобы пойти на Катангу начали посещать меня, как и положено, еще зимой. А именно, после прочтения на сайте Андрея Зарубина двух отчетов: "Катанга-Ката" и "Поход по Подкаменной Тунгуске с посещением Тунгусского заповедника". В то же самое время аналогичные планы созревали в Питере у Андрея Воденя, по чьим стопам мы в 2004-ом сходили на Олекму. А в г. Ессентуки в то же время родственники моего постоянного напарника по походам Алексея Волкова в количестве трех человек (его отец и два брата) решили впервые сходить с ним в поход. Задача состояла в том, чтобы привести к общему знаменателю наши финансовые и временные ресурсы. В итоге решение вышло следующим. Большинство участников похода (все, кроме меня) не имело проблем со временем, поэтому они отправились из Москвы до Усть-Илимска поездом в среду утром (13 июля). Точнее двумя поездами: тындинским до станции Коршуниха Ангарская, далее тайшетским поездом до Усть-Илимска. Ко второму поезду перецепляется один купейный вагон из первого, но в купе смысла ехать нет - по цене сопоставимо с самолетом. Я же, имея ограничения по времени (отпуск длиной в месяц), в пятницу, 15 июля, сразу после работы вылетал вдогонку самолетом до Красноярска, где изначально и планировал подсесть в тот же поезд. Но в процессе приобретения билетов выяснилось, что за те же деньги (вот чудеса тарифов) можно через пару часов пересесть в Красноярске на другой борт и долететь до Братска. А там уже вариантов много: и автобус, и Ж/Д, и авто. При любом раскладе я оказывался в Усть-Илимске уже в субботу, а в воскресенье утром был готов встречать своих с поезда. Для возвращения мы уже имели на руках билеты на самолет Ванавара-Красноярск 12 августа (пятница), далее народ планировал ехать опять же поездом, я - по ситуации: самолетом - прибытие в Москву в тот же день вечером, или поездом - прибытие в понедельник, 15 августа, на фирменном красноярском даже мог успеть на работу. Вообще, дефицит времени оказался, пожалуй, главной причиной, по которой я не могу оценить этот поход больше, чем на "хорошо с минусом". Как я ни старался оптимизировать процесс заброски и график движения, физически поход получился небывало тяжелым. Посещение Тунгусского заповедника представлялось мне неотъемлемой составляющей маршрута. Ибо, как мне казалось, сама по себе река Катанга не является супер красивой и интересной. Реальность только усугубила мои опасения. Часто во время сплава приходила мысль о том, что название "Подболотная Тунгуска" этой речке подошло бы больше. Итак, на посещение заповедника уходит не меньше недели. За вычетом времени на дорогу и с учетом того, что из Ванавары приходилось улетать в пятницу, чтобы в понедельник быть на работе, остается 18 дней, чтобы добраться от Усть-Илимска до Ванавары. А это около 600 км по воде плюс заброска от Усть-Илимска до Озерной (с катамаранами только до Катанги, Озерная слишком узка для них). На заброску у нас ушло 2 дня, включая полудневку для отдыха и стапеля. При том, что, благодаря Андрею Зарубину, нас встречали прямо с поезда, и проехать, благодаря сухой погоде, удалось достаточно далеко: нам осталось пройти пешком около 15 км. Годом ранее мы, не особо напрягаясь, прошли по Олекме 627 км за 14 ходовых дней, задача на этот год представлялась примерно аналогичной, даже легче выполнимой, ибо коллектив был в этот раз чисто мужской. Посовещался с Зарубиным и Егоровым - оба посчитали задуманное реально выполнимым. НО, никто не отмечал особо грустной особенности реки Катанги - почти стремящейся к нулю скорости течения. Конечно, будь мы хоть немного поумнее, догадались бы и сами посмотреть на перепады высот и сравнить их с той же Олекмой (хотя 39 см/км против 52 - невелика разница), но увы… Катанга оживляется только на 100-километровом порожистом участке, да и то на нем нередки плесы. В итоге, за 16 дней у нас вышло всего 3 полудневки, ходовые же дни продолжались по 8-9 часов. Это еще при уникально благоприятной погоде (+30, ни одного дождя!) и при этом высокой воде (при низкой течение еще слабее). С другой стороны, такая погода способствовала небывалому количеству насекомых. И еще интересно "ощущение курорта", возникающее при такой погоде: нет удовлетворения от преодоления трудностей в виде холода, дождя, ветра и т.п. Такие вот противоречивые впечатления оставило это путешествие. В результате, поход пролетел небывало быстро, и это не только мои ощущения. Понятно, при таком режиме движения не оставалось толком времени на рыбалку, охоту, радиальные выходы, фотосессии, сбор и приготовление ягод (грибов по причине жары особо и не было). Наши выводы: идеальным средством передвижения по Катанге является катамаран или надувной плот с мотором! На байдарках лопатить скучновато, а если и лопатить, то растягивать это где-то на 4 недели. А с мотором можно продолжить путь и ниже Ванавары, дозаправившись там горючим. По поводу зверья: удивительно, но мы встретили только одного оленя, да и того в последний день перед Ванаварой. При этом группа, шедшая на неделю позже нас и планировавшая волок Кату столкнулась со следующим (со слов Андрея Зарубина): "Они не пошли на Кату, а продолжили сплав по Катанге. В Чемдальске сели на самолет до Ванавары, в тот же день улетели в Красноярск, и вечером сели в поезд до Москвы. Почему не пошли на Кату? Медведи их замучили, уже с пешего перехода. На Катанге, медведи встречались ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПОДРЯД, а последний, молча поплыл к катамарану, с явным желанием познакомиться поближе. Пришлось стрелять. Утверждают, что смертельно ранили, но медведь сам вылез на берег... В Угояне, никого и ничего нет. Разруха и запустение. Тропу они не нашли, а может и не хотели сильно искать. Вообще, всякого зверья видели много, и лосей и северных оленей". То ли мы шли очень шумно (да вроде бы и нет!), то ли неделю спустя высохли болота, щедро наполненные июньскими дождями, и зверье пошло на водопой к реке (хотя всего на неделю позже ведь шли!), то ли простое стечение обстоятельств… Ну и напоследок про заповедник. При всем понимании уникальности и загадочности произошедшего там в 1908 году события. При всем уважении к добрым и мужественным людям - сотрудникам заповедника и их работе. При всей красоте тамошней природы, особенно вокруг кордона "Пристань". При всем огромном желании и оправданности этого желания: побывать в Эпицентре, оказавшись в Ванаваре. Ничего там особо интересного нет! Я думаю, некорректно по отношению к сотрудникам заповедника (по отношению к закону - наверное, тоже) посещать Эпицентр без их разрешения и сопровождения. Но только не по той причине, что там самостоятельно сложно что-то найти и проще заблудиться. Например, наши провожатые шли тропой Кулика впервые, и если б не мои карты и ЖПС, плутали бы мы гораздо дольше. Теперь пройти тропой должно быть совсем просто. Я не находил (может, плохо искал?!) в сети треков для ЖПС тропы Кулика, теперь я их выкладываю здесь, причем с фотографиями и заметками. Надеюсь, сотрудников заповедника тоже вскоре оснастят навигаторами - может и им это пригодится.
Все авиабилеты приобретались заранее в Москве через агентство Avantix.Ru. |